Законы

ЗАКОН КР О дорожном движении в Кыргызской Республике

г.Бишкек от 20 апреля 1998 года N 52

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О дорожном движении в Кыргызской Республике

(В редакции Законов КР от 24 июня 2003 года N 113, 7 февраля 2005 года N 15)

Раздел I

Общие положения

Настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Кыргызской Республики.

Статья 1. Задачи настоящего Закона

Задачами настоящего Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 2. Основные термины

В настоящем Законе применяются следующие основные термины: дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, погонщика животных, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины, придорожные земельные полосы, зеленые насаждения, газоны, арычные, другие оросительные сети, расположенные и проходящие вдоль автомобильных дорог и разделительные полосы (при их наличии);

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей и грузов или оборудования, установленного на нем. (В редакции Закона КР от 7 февраля 2005 года N 15)

Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

— программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 4. Законодательство Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения

Законодательство Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Раздел II

Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

— установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления;

— координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

— регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

— разработки в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

— осуществления деятельности по организации дорожного движения;

— материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

— регистрации и учета автомототранспортных средств;

— организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности дорожного движения;

— проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

— осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

— проведения социально-ориентированной политики в области страхования на транспорте;

— осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Кыргызской Республики, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

(В редакции Закона КР от 24 июня 2003 года N 113)

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части обеспечения безопасности дорожного движения

1. В ведении Правительства Кыргызской Республики находятся:

— формирование и проведение на территории Кыргызской Республики единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;

— установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

— контроль за соответствием нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Кыргызской Республики и настоящему Закону;

— создание органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— разработка и утверждение программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

— образование специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

— организация и осуществление органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— координация деятельности органов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— заключение международных договоров Кыргызской Республики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Правительство Кыргызской Республики по соглашению с местными государственными администрациями и местными самоуправлениями может передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Местные государственные администрации и местные самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Организация стационарных постов ГАИ, Таможенной инспекции на дорогах Кыргызской Республики осуществляется только по решению Правительства Кыргызской Республики.

Статья 7. Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2003 года N 113)

Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, и зарегистрированные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

— вносить в органы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по безопасности дорожного движения;

— проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;

— проводить мероприятия по профилактике аварийности.

Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

1. На территории Кыргызской Республики осуществляется учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств, нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.

2. Порядок проведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Раздел III

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 10. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог

1. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Кыргызской Республики должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом приемки дорог. Акт приемки дороги выдается комиссией, назначаемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, на основании результатов проведенных в установленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний.

2. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства — на исполнителя работ.

3. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

Статья 11. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог

1. Ремонт и содержание дорог на территории Кыргызской Республики должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Статья 12. Обустройство дорог объектами сервиса

1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Запрещаются на землях общего пользования населенных пунктов, определяемых Земельным кодексом Кыргызской Республики, организация и строительство платных стоянок и парковок для автомобильного транспорта.

2. За необеспечение должного обустройства дорог, послужившее причиной несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий, виновные несут ответственность согласно законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2005 года N 15)

Статья 13. Ограничение или прекращение движения на дорогах

1. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

2. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 14. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей

1. Транспортные средства, изготовленные в Кыргызской Республике или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на 6 месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти.

2. Ответственность изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, а также составных частей конструкции, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств, подлежащих реализации на территории Кыргызской Республики и не имеющих выданный в установленном порядке сертификат соответствия или иной документ, удостоверяющий его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, определяется законодательством Кыргызской Республики.

3. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Кыргызской Республики, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении, или ввозимых на территорию Кыргызской Республики на срок не более 6 месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

4. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации.

Статья 15. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств

1. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

2. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств независимо от форм собственности.

Статья 16. Государственный технический осмотр транспортных средств

1. Находящиеся в эксплуатации на территории Кыргызской Республики и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру без исключения.

2. Порядок и сроки проведения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 17. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

1. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

2. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и представляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.

4. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

(В редакции Закона КР от 24 июня 2003 года N 113)

Статья 18. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Кыргызской Республики.

2. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.

Статья 19. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим и физическим лицам при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические и физические лица, осуществляющие на территории Кыргызской Республики деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

— организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

— соблюдать установленный законодательством Кыргызской Республики режим труда и отдыха водителей;

— создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта;

— анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

— организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

2. Юридическим и физическим лицам запрещается в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.

3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобилем и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения, не снижая предусмотренной действующим законодательством ответственности.

Статья 20. Мероприятия по организации дорожного движения

1. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях

повышения его безопасности и пропускной способности дорог государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

2. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Статья 21. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации

1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Кыргызской Республике стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

2. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.

3. Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Кыргызской Республики либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Кыргызской Республики. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.

4. Единый порядок дорожного движения на всей территории Кыргызской Республики устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

5. На дорогах Кыргызской Республики устанавливается правостороннее движение транспортных средств.

Статья 22. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел

Кыргызской Республики и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

2. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений водительской деятельности.

3. Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях заключается в оказании:

— доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия;

— квалифицированной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении.

4. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Кыргызской Республики запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

Статья 23. Права и обязанности участников дорожного движения

1. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Кыргызской Республики гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения и международных договоров Кыргызской Республики.

2. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

3. Участники дорожного движения имеют право:

— свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 12 настоящего Закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

— получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 13 настоящего Закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

— получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

— на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в данной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь;

— на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Кыргызской Республики, в случаях причинения им телесных

повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия; — обжаловать в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения. 4. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 24. Условия регистрации и учета автомототранспортных средств

1. Юридические лица и граждане Кыргызской Республики обязаны регистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им автомототранспортные средства независимо от их технического состояния в течение 5 суток с момента приобретения (получения) или возникновения обязательств, влекущих перерегистрацию автомототранспортных средств.

2. Регистрации подлежат все автомобили, автомобильные тягачи, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты, мопеды с рабочим объемом двигателя не менее 50 куб.см, прицепы, полуприцепы, буксируемые автомобилями, а также самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей.

3. Транспортное средство, находящееся в личной собственности граждан, регистрируется только на одного владельца.

4. Регистрация тракторов, тракторных прицепов, самоходных технологических машин, стационарных технологических установок с двигателями внутреннего сгорания, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится подразделениями Государственной технической инспекции Министерства сельского и водного хозяйства Кыргызской Республики.

5. Эксплуатация указанных транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке, запрещается.

Статья 25. Условия получения права на управление транспортными средствами

1. Граждане Кыргызской Республики, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

— мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория A) — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория B), — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категориям Д (категория С), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория Д), а также троллейбусами — лицам, достигшим двадцати одного года.

Женщины, имеющие водительские удостоверения категории С или Д, допускаются к управлению грузовыми автомобилями или автобусами, грузоподъемность или пассажировместимость которых не превышает норм, установленных для женского труда Федерацией профсоюзов Кыргызской Республики по согласованию с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики;

— составами транспортных средств (категория Е) — водителям, имеющим удостоверение с разрешающими отметками в графах В, С, Д; и непрерывный годичный стаж работы.

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств

1. Допуск к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами разрешается гражданам, прошедшим соответствующую подготовку (переподготовку) в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. В порядке исключения разрешается допуск самостоятельно подготовившихся к сдаче экзаменов лиц, которые по роду выполнения своей работы или другим причинам не могут посещать занятия в установленном порядке.

3. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории разрабатываются уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики на основании соответствующих государственных образовательных стандартов.

Статья 27. Получение права на управление транспортными средствами

1. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим квалификационные экзамены при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Закона.

2. Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Кыргызской Республики действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Кыргызской Республики.

3. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 28. Основания прекращения действия права на управление транспортными средствами

1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

— истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

— ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

— лишение права на управление транспортными средствами.

2. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах

1. Обязательное обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми государственными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

3. Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты.

4. Органы внутренних дел Кыргызской Республики и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.

Раздел IV

Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения

Статья 30. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения

1. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Кыргызской Республики, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Раздел V

Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения

Нарушение законодательства Кыргызской Республики о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Раздел VI

Международные договоры Кыргызской Республики

Статья 32. Международные договоры Кыргызской Республики

Если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора Кыргызской Республики.

Раздел VII

Заключительные положения

Статья 33. О введении в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 26 марта 1998 года