Новости

ЧТО ТВОРИТСЯ НА НАШИХ ДОРОГАХ?

www.delo.kg

Это был первый вопрос, который наша газета задала начальнику Дорожно-патрульной службы МВД Кыргызстана генерал-майору милиции Талантбеку ИСАЕВУ. К которому вопросов накопилось много…

— На дорогах творится самый настоящий беспредел, — признаёт глава службы, в которую в этом году преобразовали ГУБДД. — В чём причина? Во-первых, в плохой организации работы нашей службы — это надо признать. Пытаемся что-то изменить, но пока не очень получается. Во-вторых, в очень низкой культуре вождения, в плохой подготовке водителей…

 

— Складывается впечатление, что 50 процентов водителей, а то и больше вообще не знают правил дорожного движения. Например, даже не знают, что нужно включать поворотки…
— Многие, скажу вам, уже даже не знают, что означают дорожные знаки! Особенно молодые девчонки. Я сталкиваюсь с этим каждый день. Только в прошлом году водительские удостоверения получили — представьте себе — около 140 тысяч человек. Но лично я не заметил, чтобы на улицах Бишкека увеличилось количество учебных автомашин. Раньше подготовку водителей контролировала ГАИ. Сейчас автошколы лицензирует Министерство образования. Кто в этих школах преподаёт, насколько квалифицированные кадры? Мы договорились с Минобразования провести совместные рейды по автошколам. Я уверен: ни у одной автошколы, кроме государственного ДОСААФ, нет своего учебного полигона. Вот в чём тоже корень плохой езды.
— Только ли в этом? Скажите, долго ли ещё в Кыргызстане будут продавать и дарить водительские права кому попало?
— К выдаче водительских удостоверений и постановке автомашины на учёт наша служба не имеет отношения с 2009 года. Этим сейчас занимается Государственная регистрационная служба. Автошколы выдают своим клиентам свидетельства об окончании курсов вождения, те идут с ними в ГРС. Там принимают экзамены и выдают водительские удостоверения. КАК происходит этот процесс, мы не знаем. За 9 месяцев этого года только официально около 6 тысяч человек получили водительские права по так называемой самоподготовке. То есть нигде не обучаясь, человек приходит в ГРС, пишет заявление, что он якобы самостоятельно изучил ПДД и вождение — и его допускают к экзаменам и выдают права. Не буду категорично утверждать, что права им выдают за взятку или по телефонному звонку, не хочу огульно охаивать эту организацию — не пойман, как говорится, не вор… Но результат мы сами видим на наших дорогах — этот беспредел.
— Автошколы и ГРС несут юридическую ответственность за тех, кого они якобы обучают и кому выдают права? Они должны отвечать, если их липовые водители натворят безобразий на дорогах?
— Конечно, должны отвечать. Но если авария случается по вине водителя, доказать прямую вину в этом автошколы или ГРС очень сложно. Тем более, что следствие ведём не мы, а территориальные подразделения милиции.
— Может, стоит устроить тотальную переэкзаменовку всех водителей — особенно молодых?
— Такая идея была, но её воплотить в жизнь очень сложно. Можно сделать иначе: если водитель несколько раз привлекался за нарушения ПДД, отправлять его на пересдачу экзаменов. Как это практиковалось в советское время. Но такой нормы в Административном кодексе Кыргызстана и в правилах дорожного движения сейчас, к сожалению, нет. А надо бы её ввести.
— Вы сами признали: одна из причин беспредела на дорогах — плохая организация работы вашей службы. Ваших инспекторов не увидишь там, где они нужнее всего, — в пробках, постоянно возникающих на бишкекских дорогах, на стихийных автостоянках вдоль улиц, которые мешают движению…
— Да, это большая проблема. Помните, в марте этого года сотрудники городского УБДД митинг устроили? После этого 67 сотрудников сняли с должностей. Вместо них пришли сотрудники из ППС, из других служб, которые не умеют регулировать дорожное движение. Люди жалуются: регулировщик, выйдя на дорогу, зачастую сам создаёт суматоху. Бьёмся, обучаем людей… Был у нас в Киргизии легендарный регулировщих Муса Байзаков — «суперГАИ», как его прозвали в народе. На всесоюзных конкурсах по регулированию призовые места занимал. Я его этим летом вытащил с пенсии, взял на работу вольнонаёмным. Он сейчас ездит по подразделениям, обучает сотрудников.
Но не всё зависит от нас. Штатная численность бишкекской городской ГАИ не увеличивалась с 90-х годов! А представьте, во сколько раз за это время увеличилось количество автомашин… Каждый год в республику на растаможку въезжает 20-25 тысяч машин. Основная их часть оседает в Бишкеке. А дороги, вся инфраструктура — старые. Одно наше светофорное хозяйство чего стоит! Побывали этим летом у нас американцы. Были просто потрясены: «У вас эта аппаратура до сих пор работает?!». Наше светофорное оборудование — ещё 1972 года! Оно работает только благодаря техникам, которые пока ещё способны содержать светофоры в рабочем состоянии. И никто на это не обращает внимания. Вот кричат некоторые политики: «Расформируем ГАИ!». Да пожалуйста, расформировывайте. Но сначала давайте камеры наблюдения поставим на перекрёстках, чтобы они фиксировали нарушения. Давайте сделаем так, чтобы светофоры не ломались, чтобы свет не отключали.
— От кого это зависит?
— От государства. От мэрии. Финансирование, установка, ремонт светофоров — это всё мэрия. Да что там светофоры… Всё лето я письма писал, бился, чтобы дорожную разметку сделали. Отвечают — денег нет! Даже на проспекте Мира, по которому президент каждый день ездит, разметку нанесли простой краской. Через неделю она стёрлась. Опять наносят… Через неделю опять стирается. Опять наносят… Исполнитель — частная фирма — говорит: если технологию соблюдать, светоотражающую краску- термопластик наносить, будет очень дорого. Я им говорю: но термопласта на 5-6 лет хватает. Вы здесь те же деньги теряете! У меня уже подозрение возникает, что на этой разметке идёт просто отмывание денег… А все в росте дорожно-транспортных происшествий ГАИ винят. Да, какую-то часть ответственности мы берём на себя. Но и местные органы власти за обстановку на дорогах тоже должны отвечать.
— А за установку камер видеонаблюдения, о которых пока только болтовня идёт, кто отвечает?
— Правительством была создана тендерная комиссия по проекту «Безопасный город». Тендер выиграла китайская компания. МВД подписало с ней договор. Сейчас ждём, пока эта компания решит в Китае свои финансовые проблемы- она в этот проект полностью вложит свои денежные средства, возьмёт кредит. Потом по условиям договора китайцы вложенные средства компенсируют от получаемых штрафов с нарушителей.
— На прошлой неделе случилось страшное ДТП на улице Льва Толстого, погибла студентка КРСУ. В университете утверждают, что давно обращались к вам с просьбой поставить светофор…
— Да, обращались. И мы неоднократно писали письма в мэрию. Но у неё не было денег. Светофор — очень дорогой объект. Сейчас, уже минуя мэрию, наша служба договаривается с одной японской фирмой, чтобы она установила светофор.
— Бишкекские водители жалуются: энергетики, экономя электроэнергию, отключают уличное освещение в 8 часов утра — в самый час пик, когда солнце ещё не встало. Вот ещё где аварийная ситуация…
— Обратим на это внимание.
— Так как же бороться с этим беспределом, что делать с нашими дикими водителями? Да и пешеходами…
— Ужесточать контроль за подготовкой водителей, за автошколами, за выдачей водительских прав. Для начала — хотя бы это. Хватит уже каждый год по тысяче человек, погибших на дорогах, терять! Второе — нужно начиная уже с детского сада воспитывать людей, учить их уважать правила дорожного движения — хотя бы ради своей безопасности. Третье. Мы внесли в парламент предложения по ужесточению наказаний по некоторым статьям Административного кодекса. В частности за езду в нетрезвом состоянии. На Украине за это сейчас предусмотрен штраф в размере 7 тысяч гривен плюс арест на срок от 3 до 7 дней. В Англии — 2,5 тысячи фунтов стерлингов штрафа плюс от 3 до 7 месяцев тюрьмы. А у нас — несчастные полторы тысячи сомов штрафа либо лишение водительских прав на срок до двух лет. Чаще всего нарушители отделываются штрафом. Суды почему-то их очень редко лишают прав, позволяя дальше беспредельничать на дорогах. Мы предлагали ввести штраф в 50 тысяч сомов и (не «или», а именно «и») лишение водительского удостоверения на срок до 3 лет. Но депутаты этот законопроект переделали: штраф снизили до 100 расчётных показателей — 10 тысяч сомов. Или — опять «или»! — лишение прав до 3 лет.
— Интересно, откуда такой либерализм? Кстати, какая часть ДТП совершена по вине так называемых «крутых» водителей?
— Такой статистики, к сожалению, нет. Но превышение скорости, игнорирование дорожных знаков и разметок, разговоры по сотовым телефонам во время движения — вот эта часть нарушений приходится именно на «крутые» автомашины.

БЕСПРЕДЕЛ В ЦИФРАХ


За 11 месяцев 2012 года в Кыргызстане совершены 5 тысяч 261 дорожно-транспортное происшествие.
Из них по вине водителей, управлявших в нетрезвом состоянии, — 333 ДТП.
В Бишкеке за этот период совершены 1 тысяча 602 ДТП.
По всему Кыргызстану в результате ДТП погибли 924 человека. Из них 79 человек — в Бишкеке.
Ранения и увечья по всей республике получили 7 тысяч 607 человек. Из них 1 тысяча 885 человек — в Бишкеке.
В результате ДТП по всей республике пострадали 1 тысяча 69 детей. Из них 114 детей погибли.
В Бишкеке — 4 погибших ребёнка, ранения и увечья получили 312 детей.
39,1 процента ДТП в Кыргызстане совершены по причине нарушения скоростных режимов.
18,5 процента — из-за нарушения правил маневрирования (например, перестроения из ряда в ряд).
14,3 процента — из-за нарушения правил обгона (например, выезда на встречную полосу движения).
5,6 процента — из-за несоблюдения очерёдности проезда (например, нарушения правила: при повороте налево пропустить тех, кто уходит направо).
8,7 процента ДТП совершены водителями, управлявшими машинами в состоянии опьянения.
7,3 процента — из-за неподчинения требованиям дорожных знаков (например, «уступи дорогу», «второстепенная дорога», «сужение дороги» и т.д.).
3 процента — из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов.
3,6 процента — из-за несоблюдения дистанции между транспортными средствами.
1,9 процента — из-за переутомления и сна водителей за рулём.
1,2 процента — из-за нарушения правил предоставления приоритета транспортным средствам, пользующимся преимуществом (например, не уступили дорогу «скорой помощи»).
15,6 процента дорожно-транспортных происшествий были совершены по вине пешеходов.
80,7 процента ДТП — по вине водителей.
Остальные ДТП совершены по независящим ни от тех, ни от других обстоятельств — например, из-за состояния дорог.