Наши проекты Новости

Опубликовано новое руководство по безопасному и инклюзивному проектированию дорог для инженеров-дорожников и проектировщиков инфраструктуры в Центральной Азии

26 июня 2025 года наше сотрудничество между ЭСКАТО ООН , iRAP , EASST,  Международной дорожной федерацией (IRF) и ОО “Дорожная безопасность” по обзору и улучшению местных стандартов геометрического проектирования дорог для более безопасных и инклюзивных дорог в Центральной Азии завершился заключительным семинаром в Ташкенте, Узбекистан.

Мероприятие также ознаменовало запуск нового набора Руководств по проектированию безопасности дорожного движения, для проектировщиков дорожной инфраструктуры по Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану.

За последние 18 месяцев с момента запуска проекта в марте 2024 года партнеры осуществили поэтапный процесс, включая стартовые миссии в каждую пилотную страну, консультации с заинтересованными сторонами в Ташкенте в ноябре 2024 года, серию из трех сессий технических тренингов для 70 инженеров и практиков в мае 2025 года и подготовительные семинары, которые легли в основу пакета руководств, которые сейчас публикуются.

Заключительный семинар в Ташкенте 26 июня открыли заместитель министра транспорта Республики Узбекистан и г-н Жан Тодт, Специальный посланник Генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения, которые отметили создание нового пакета ресурсов, в который входят:

  • Полный отчет по проекту о нашем подходе и методологии, включая сведения о существующих стандартах проектирования ГОСТ-СНиП в каждой стране.
  • Результаты оценки звездного рейтинга iRAP в стандартных сечениях в регионе.
  • Индивидуальные рекомендации по проектированию безопасности дорожного движения, основанные на передовом международном опыте, для каждой пилотной страны (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан).
  • Графические руководства по проектированию более безопасных дорог.

Руководство было разработано в тесном сотрудничестве с национальными заинтересованными сторонами и при участии Азиатского банка развития (АБР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) — при финансовой поддержке Фонда безопасности дорожного движения ООН (UNRSF). Цель этих ресурсов — не заменить существующие стандарты, а дополнить их и предложить ценные рекомендации дорожным инженерам и другим заинтересованным сторонам о том, как включить меры безопасности, основанные на фактических данных, полученные из передовой международной практики, в будущие дорожные проекты.

В частности, руководство подчеркивает важность раннего вмешательства в процесс планирования проекта, особенно во время технико-экономических обоснований, чтобы снизить риски, которые могут привести к серьезным авариям, травмам и смерти. Оно продвигает безопасный системный подход, который признает, что участники дорожного движения, как и люди, могут совершать ошибки, и что эти ошибки не должны стоить жизни или приводить к серьезным травмам. Подход предполагает проектирование дорог, снижающее риск, особенно для уязвимых участников дорожного движения, таких как пешеходы, велосипедисты и дети.

Безопасное проектирование дорог не только спасает жизни, но и экономически эффективно. Оно помогает избежать экономических потерь, которые несут страны из-за дорожных аварий, а раннее вмешательство также служит механизмом, позволяющим избежать дорогостоящих ошибок в процессе разработки дорог. Руководство для каждой страны охватывает ключевые области, включая: обзор существующих национальных стандартов; практические решения по проектированию, основанные на принципах проектирования безопасности дорожного движения, таких как более низкие скорости и щадящая инфраструктура; подробное руководство по конкретным элементам дизайна и их роли в снижении риска; и почему консультации и взаимодействие с заинтересованными сторонами являются важной частью процесса проектирования.

Выступая на семинаре, Хулио Урзуа, директор по стратегическим проектам iRAP, сказал: «Одним из важнейших аспектов проекта был его совместный подход, поскольку основное внимание уделялось трем странам, которые используют стандарты проектирования ГОСТ-СНиП в Центральной Азии. В результате проекта эти страны теперь имеют Руководство по проектированию безопасности дорожного движения, которое поможет проектировщикам дорог улучшить условия безопасности при проектировании дорог. В дополнение к этому Руководству проект подготовил Результаты оценки звездного рейтинга iRAP стандартных поперечных сечений, которые станут очень ценным документом для тех проектировщиков, которые хотят оценить риск смерти и серьезных травм в текущих стандартах проектирования с использованием методологии звездных рейтингов iRAP, основанной на характеристиках дороги и степени их влияния на вероятность и серьезность аварий».

Джулия Фанк, менеджер программ и руководитель отдела статистики IRF, прокомментировала: «В Международной дорожной федерации мы считаем, что никто не должен терять свою жизнь или здоровье из-за предотвратимых недостатков проектирования дорог. Этот проект подтверждает нашу приверженность продвижению более безопасной инфраструктуры, помогая странам интегрировать основанное на фактических данных, ориентированное на людей проектирование в национальные практики. Разработанные ресурсы являются результатом подлинного сотрудничества и знаменуют собой конкретный шаг на пути к тому, чтобы сделать дороги по всей Центральной Азии более безопасными и инклюзивными».

В то время как Эмма Макленнан, генеральный директор EASST, сказала: «Улучшение стандартов проектирования дорог — это не просто бумажное упражнение. Во всех трех пилотных проектах EASST и наши местные партнеры реализовали пилотные модернизации пешеходной инфраструктуры с огромным эффектом, включая значительное сокращение количества дорожных аварий. Эти вмешательства действительно спасают жизни и делают города более пригодными для жизни. Теперь, с запуском нового руководства сегодня, мы с нетерпением ждем, когда эти небольшие пилотные проекты станут нормой. Руководства, которые мы разработали, практичны и удобны для пользователя, разработаны так, чтобы соответствовать существующим стандартам. Инженеры и проектировщики дорог должны рассматривать эти руководства как фундаментальный ресурс, на котором основываются все проектные решения. Если это произойдет, мы добьемся успеха».

Внедряя и обновляя национальные стандарты проектирования дорог в соответствии с международными стандартами, такими как Глобальный план ООН на Десятилетие действий по безопасности дорожного движения 2021-2030 и Безопасные связи: Региональная стратегия безопасности дорожного движения ЦАРЭС, наша цель состоит в том, чтобы минимизировать количество смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий за счет более безопасной дорожной инфраструктуры. И мы надеемся, что пилотные проекты в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, которые были в центре внимания этого проекта, будут масштабироваться и иметь последствия для всего ЦАРЭС.

Вопрос безопасности, а также возможность обеспечения доступности дороги для всех пользователей, включая автомобилистов, велосипедистов, пешеходов и людей с ограниченной подвижностью, должны быть приоритетными при проектировании новых дорог и модернизации существующих дорог. Взаимодействие с заинтересованными сторонами, интеграция международных мер безопасности и мероприятия по наращиванию потенциала будут способствовать эффективному внедрению обновленных стандартов и приведут к постоянному улучшению планирования и проектирования дорожной инфраструктуры в Центральной Азии.

Чтобы загрузить пакет ресурсов на английском и русском языках, посетите https://www.gtkp.com/themepage/road-safety/safe-and-inclusive-road-designs-in-central-asia/