Встреча, организованная ОО «Дорожная безопасность» с представителями мэрии. 23.11.23.
Участники:
- ГУОБДД. Начальник Отдела дорожного надзора Саидов Тынычбек
- УПСМ ГУВД по г. Бишкек. Начальник Отдела дорожного надзора Керимбаев Тилек
- Отдел проектно-технической подготовки надзора мэрии г. Бишкек, главный специалист Апсеметов Айбек
- Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии г. Бишкек, ведущий специалист Осмоналиев Азамат
- Инициатива “Пешком” Ногойбаева Алтынай
- ОО “Дорожная безопасность”: Ч.Касмамбетова, Талант Ибраев, Асель Иманова, Тимур Орозбаев
Координатор проекта ОО «Дорожная безопасность» Талант Ибраев:
Первым делом хотим поднять вопрос об искусственных неровностях (далее-ИН), которые установлены самовольно со стороны граждан и даже некоторых юридических лиц. ИН устанавливаются только после заключения уполномоченного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, т.е ГУОБДД, где они должны дать заключение, что:
- данные участок является аварийно-опасным
- или является местом концентрации ДТП
- отвечает требованиям Госстандарта
- дают предписания дорожно-коммунальным органам (в Бишкеке – БАС).
БАС устанавливает ИН в соответствии с Гостом, где есть определенные параметры: высота, длина, расстояние от края проезжей части, по длине проезжей части, должна быть обязательно нанесена соответствующая разметка, перед ИН должны быть с двух сторон дорожные знаки.
Самовольные, нестандартные ИН могут привести не только к техническим поломкам транспорта, но и в худших случаях — к ДТП, т.е водитель может элементарно потерять управление, совершить столкновение или на наезд пешехода, может вылететь за пределы дороги. Согласно Закона «Об автомобильных дорогах» есть 27 статья, где пользователи не имеют право самостоятельно устанавливать любые препятствия на дорогах, без разрешения и согласования уполномоченного госоргана.
Также любая ИН наносится на асфальтобетонное покрытие, т.е люди устанавливают кустарным способом, есть факты, когда разрушают структуру асфальта из-за самовольного установления. Также надо отметить, что проезжая часть — государственная собственность. ИН нужна там, где какая-то проблема: наезды, превышение скорости, но это все должно в рамках закона решаться, т.е любой гражданин может обратиться в ГУОБДД, мэрию, написать индивидуальное или коллективное письмо в электронном формате.
Нужно отметить, что на устранение незаконно установленных ИН тоже идут затраты, но никто не может сказать сколько. Точного расчета нет, но факт, что ущерб наносится. И еще раз хотели бы отметить, что при установке ИН есть инженерные требования: высота, угол наклона, под каким углом колеса автомобиля будут соприкасаться с поверхностью, иначе автомобилист может сломать шаровую, рычаг, это может привести к неуправляемому движению ТС, далее – к ДТП, и т.д.
Согласно административного кодекса есть меры в отношении граждан, кто незаконно устанавливает ИН. А в случае, если ИН ведет к ДТП, где пострадали люди и ТС, это уже ведет к уголовной ответственности (318 статья УК КР, наказание штрафом от 200-500 расчетных показателей и лишение свободы до 5 лет), т.е граждане должны знать, что их действия имеют правовую ответственность. Здесь также важна работа дорожных органов совместно с квартальными комитетами. В Бишкеке 1400 км дорог. Мэрия, УПСМ могут физически не справиться с контролем стольких дорог, но на местах с населением работают квартальные комитеты, они могут увидеть появление ИН и должны сразу реагировать на это.
У нас есть закон «Об автомобильных дорогах», статья 38, где четко написаны обязанности дорожных органов и владельцев в отношении обеспечения безопасности дорожного движения: «Дорожные органы, уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог, уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, организации, в ведении которых находятся ведомственные дороги, собственники частных дорог, и органы местного самоуправления (квартальные комитеты), в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать безопасность ДД (дорожного движения), изучать причины ДТП по дорожным условиям». Т.е в пределах своей компетенции они должны за этим следить, но эту функцию они четко не исполняют. Гражданин должен обратиться хотя бы к квартальному комитету, квартальный должен собрать всех жильцов, опросить их проблемы.
Бывает, из-за ИН дорога теряет пропускную способность. Например, пропускная способность улицы до установления ИН была 1000 машин в час. Если поставить 5 ИН, то там будут ездить 200 машин, 800 машин застрянут в пробках; затем поедут на магистральную улицу и там тоже будут другие проблемы.
Начальник Отдела дорожного надзора ГУОБДД Тынычбек Саидов:
По ИН есть стандарты и правила применения, регламентированные ГОСТ 52606. ИН делятся по сборке — монолитные, в городе Бишкек видим цельные асфальтобетонные, либо как редко у нас встречаются сборно — разборные конструкции. По видам тоже делятся: из полимера, песчаные, композитные, резиновые. Есть определенные требования для установки ИН: уличное освещение, должен быть обеспечен полноценный водоотвод, во избежание ДТП с тяжкими последствиями, в обязательном порядке должны быть установлены дорожные знаки 1.17 либо 5.20 и с горизонтальной дорожной разметкой 1.25, дорожный знак 3.24 ограничения скорости.
На территории города Бишкек ИН обычно устанавливаются возле детских образовательных учреждений, дошкольных, средних образовательных учреждений, около парков, в местах массового скопления, в местах возможных ДТП с наездом на пешеходов, на аварийно — опасных участках, в жилых зонах. Решение принимается комиссионно, инженерным способом.
Начальник Отдела дорожного надзора УПСМ г. Бишкек Тилек Керимбаев:
Поскольку уже сказано, где его нужно устанавливать, я бы хотел сказать, где его нельзя устанавливать. Нельзя устанавливать на дорогах республиканского значения, на остановочных площадках, на магистральных дорогах, на грунтовых дорогах.
Там, где граждане сами устанавливают самовольно, нами даются предписания по снесению. ИН ставятся в жилых массивах. Если эти граждане обратятся к нам, напишут коллективное заявление, мы совместно с муниципальными службами проведем выездное совещание, где будем конкретно решать. Если да — то по Госту и стандартам. Ведь обычный гражданин не знает стандартов, какая высота должна быть, они делают это на глаз.
Эмиль Нурбеков. Клуб ФИА – Кыргызстан:
Я, например, живу по улице Уметалиева — Абдымомунова, это по сути перекресток двух улиц, на Фрунзе — Уметалиева есть светофор и следующий светофор на пр. Чуй. Я обращался в мэрию, чтобы нам установили там зебру с ИН, потому что дети ходят в школу, есть учебное заведение, через дорогу от нас 6ой корпус Национального университета, но получил ответ, что светофор близок внизу, мы в этом не нуждаемся. Так, зебру с ИН можно поставить или нельзя? (Ответ: давайте еще раз изучим этот вопрос и дадим ответ).
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии г. Бишкек, ведущий специалист Осмоналиев Азамат:
ИН наносится только на асфальт и он должен быть под определенным углом, чтобы не было искривлений или волнообразной поверхности. По поводу МТУ: по установлению ИН они пишут нам на согласование, мы рассматриваем, если нет разрешения, но ИН установили, то у них есть своя муниципальная инспекция, они выносят штрафы.
Инициатива «Пешком», урбанист. Ногойбаева Алтынай:
Если говорить про ограничение скорости в жилых массивах, наверное, по центральным улицам стоит поставить знак, предупреждающий снизить скорость, но другие улицы — узкие, но машины там все равно гоняют и единственный способ побороть — это ИН.
На магистральных дорогах большая скорость, гоняют, водители под камерой проезжают 60, а потом сразу на 100 км выходят. Мы проводили исследование и выяснили, что четверть всех ДТП приходится на людей, т.е опасно быть пешеходом. Кроме этого, у нас парковки по краю дорог, например, ул. Токтогула. Там разрешена парковка с одной стороны, с другой — велополоса, т.е уже сокращается треугольник видимости. Почему у нас нет таких практик в городе, где ограничивалась бы скорость, при этом создавая пешеходную среду для пешехода. Столкновения случаются из-за того, что машина превышает скорость и неожиданно выходит пешеход. И вот она авария.
Нужно менять скоростной режим, например, в Алматы переходят на стандарт 50/30 км/ч. Почему Бишкек не переходит на эти стандарты? При этом мы прекрасно понимаем, что мы стоим в пробках, и прекрасно понимаем, что если скорость должна быть 60 км, то едут 70 км, при ограничении 40 — едут 50 км/ч. И штраф за превышение всего 300 сом. А цена жизни человека? По статистике ДТП наносят 3-4% ущерба ВВП, это смерть человека, потерян налогоплательщик, люди становятся инвалидами, им нужно выплачивать пособия, ломается инфраструктура. У нас очень не безопасная среда, сделанная для автомобилистов. Создают наземные переходы и подземные, а человеческий фактор? Человек ленив, те же 250 метров до следующего светофора он не пойдет. Те, кто проектируют, должны закладывать этот человеческий фактор в проект.
Что влияет на пропускную способность? Проблема – в «бутылочном горлышке», вся проблема состоит в том, что при системе перекрестков средняя скорость машины не превышает 30 км в час, у нас по всем улицам запаркованы все крайние полосы, начинают выезжать – заезжать — создается фантомная пробка. Это глобальная проблема, тем не менее сейчас решается нашим муниципалитетом. То, что сейчас начинают делать выделенные полосы для общественного транспорта – это круто.