Новости

Реформа за реформой или Как навести порядок на дорогах?

В Кыргызстане в очередной раз решили навести порядок в процессе выдачи водительских удостоверений и снизить коррупционные риски. Для этого при кабинете министров образовано отдельное государственное агентство. Улучшит ли это ситуацию на дорогах и что может заставить водителей соблюдать правила дорожного движения (ПДД)?

Из-под министерства – к самостоятельности

Согласно указу президента, регистрацией транспортных средств и водительского состава, проведением и приемом экзаменов, выдачей водительских удостоверений, а также лицензированием деятельности автошкол отныне будет заниматься Госагентство, созданное на базе госучреждения «Унаа» Министерства внутренних дел КР.

ГУ «Унаа», напомним, создали в конце 2018 года на базе упраздненных Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава и Специализированного центра информационных услуг при Государственной регистрационной службе (ГРС).

В правительстве заявляли, что первопричины ДТП косвенно лежат и на госоргане, который принимает квалификационные экзамены и выдает водительские удостоверения, но несмотря на большую работу по автоматизации этой сферы, улучшения в ней до сих пор не заметны, что связано с наличием коррупционных схем.

Тогдашний премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев настаивал на конкурсном наборе сотрудников для привлечения компетентных и не замешанных в коррупции кадрах. Чиновники рассчитывали, что создание ГУ «Унаа» позволит решить ряд проблем, но их надежды не оправдались.

Через два года, в конце 2021-го, функцию по выдаче водительских удостоверений снова передали МВД, которой его когда-то лишили как раз-таки из-за коррупции. В ведение министерства перешло и ГУ «Унаа». Однако особых изменений не случилось и на этот раз.

Государственный комитет нацбезопасности КР (ГКНБ) неоднократно сообщал о задержании сотрудников «Унаа» за вымогательство взяток, в том числе и за положительное решение вопроса по сдаче экзамена для получения водительского удостоверения.

К примеру, в мае 2023-го выявили коррупционную схему в Таласском региональном отделе ГУ «Унаа» при МВД. Сотрудники управления и отдельные преподаватели Кара-Бууринской районной автошколы за деньги подсказывали гражданам правильные ответы во время компьютерного тестирования на водительские права.

Взяток станет меньше?

В ноябре 2022 года президент Садыр Жапаров заявил, что взял деятельность госпредприятия «Унаа» под личный контроль.

«Не секрет, что водительское удостоверение можно купить, а некоторые чиновники, особенно работающие в силовых структурах, дарят водительские права своим родным и близким. Есть и те, кто создают различные коррупционные схемы и использует госслужбу в личных интересах. Им не будет никакой пощады», – предупреждал глава государства.

Согласно недавнему указу президента, действующие работники ГУ «Унаа» подлежат переназначению в созданное Госагентство.

Послужат ли для них неоднократные задержания коллег и предупреждения властей уроком? Или получение большей независимости, наоборот, усилит соблазн получить взятку в обмен на услугу? Пока общественность особых результатов от нового госоргана не ждет.

«При ком только «Унаа» не находилось, но не показало свою эффективность, – считает депутат парламента Дастан Бекешев. – Когда в 2021-м учреждение передали в ведение МВД, писали, что наконец-то будет побеждена коррупция, а она только изощреннее стала».

Руководитель общественного объединения «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова с сожалением отметила, что итогов передачи «Унаа» Министерству внутренних дел общественность так и не услышала.

«Было ли тогда это правильным решением или нет? После создания новой структуры усилится бюрократия. Мы это уже проходили, — сказала она. — Коррупционные риски очень сложно искоренять: это очень глубоко засело в нашем подсознании, поэтому риски будут оставаться. В МВД все-таки ответственность на себя брали, а когда это независимая структура, то больше свободы для незаконных действий».

Количество аварий не снижается

В 2022 году, по данным Национального статистического комитета, на дорогах Кыргызстана произошло 7 тысяч 41 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 690 человек, а более 11 тысяч получили различные травмы.

 

В последние годы в республике наблюдается тенденция увеличения ДТП с тяжелыми последствиями. На это влияет ряд факторов, включая увеличение количества автотранспортных средств, несоблюдение ПДД, а также низкий уровень их знания водителями. Год назад представители ГУОБДД сообщали, что по стране работает 270 автошкол.

После проверки 193-х из них 44 автошколы оштрафовали, а действия 18-ти приостановили. Среди нарушений отмечены самовольное переоборудование учебных машин, ничем не укомплектованные классы – просто пустые помещения, где людей обучают правилам дорожного движения, и другое.

Теперь автошкол станет еще больше. Новое агентство, по словам руководителя службы информационной политики администрации президента Дайырбека Орунбекова, откроет собственные автошколы в городах Бишкек и Ош, а также в 40 районах страны. Их обещают оснастить всем необходимым: от легковых автомобилей до тяжелых грузовиков, соответствующей мебелью и оборудованием. Основной упор будет на практические занятия.

 

«Необходимость открытия таких автошкол обусловлена прежде всего ростом ДТП, незнанием со стороны водителей ПДД и бесконтрольной выдачей водительских удостоверений, – написал Орунбеков.

– Раньше были факты, когда родители покупали своим 18-летним детям водительские удостоверения. Да и сейчас бывает, когда 17 раз (!) подряд не могут сдать экзамены. Теперь государство берет на себя серьезный контроль над этим вопросом. Обучение будет проходить как во времена Союза, будут созданы все необходимые условия».

Чинара Касмамбетова считает открытие государственных автошкол хорошим начинанием, но вместе с тем и большой ответственностью.

«В первую очередь должна быть создана хорошая материально-техническая база. В советское время автошколы ДОСААФ были отлично оборудованными, где проводились качественные практические занятия с опытными учителями. Сможем мы достичь того уровня или нет, еще под вопросом. Ведь это требует вложения финансовых средств и подбора квалифицированных кадров, чтобы опять же не было коррупционных схем», – отметила она.

Положительно, по ее мнению, скажется развитие конкуренции между частными и государственными автошколами, у курсантов появится выбор. Чинара Касмамбетова подчеркнула, что многие автошколы сегодня не отвечают требованиям:

«Гонка пошла со стороны частников за деньгами. Спрос в этой сфере есть, многие кыргызстанцы хотят водить машину. Аварийность среди новичков-водителей, к сожалению, высокая».

Ответственность должны взять на себя и сами курсанты. Не у всех есть понимание необходимости изучать ПДД, а вот желание получить водительские права – есть. Поэтому курсанты обращаются к мошенникам, обещающим помочь за пять тысяч сомов, или используют миникамеры, наушники и мобильные телефоны для сдачи экзамена. Экзаменационные классы в отделах с большим потоком курсантов даже пришлось оснастить арочным досмотровым металлодетектором и ручным досмотровым металлоискателем.

Так как улучшить ситуацию?

Основной вопрос, конечно, к самим водителям. По статистике, 80 процентов ДТП происходит именно по их вине – тут проскочил на красный, не пропустил пешехода, там превысил скорость или выехал на «встречку»… До тех пор, пока люди не видят проблем в нарушении ПДД, снизить аварийность и, как следствие, смертность на дорогах не получится.

«Многие думают, что могут откупиться. Это потому, что система привлечения к ответственности у нас очень мягкая. Даже при сегодняшних штрафах. Многие штрафы вроде бы повысили, но тут же дают скидку, в итоге штраф в 300-500 сомов не ощутим. Намного жестче следует подходить к этому вопросу. Мы находимся на той стадии развития, когда нас нужно заставлять, наказывать, к сожалению», – отметила Чинара Касмамбетова.

От государства она также ждет проведения регулярной профилактической работы с водителями. Чтобы не пользовались мобильными телефонами за рулем, снижали скорость у школ и в целом соблюдали ПДД.

Помимо качественной подготовки водителей и профилактики есть и другие проблемные вопросы, которые нужно решать государству. К примеру, большую роль играет состояние дорожной инфраструктуры (дорожное полотно, знаки, светофоры, разметка). Если она не будет понятной для водителей, то тоже будет одной из причин ДТП.

В свою очередь депутат Дастан Бекешев уверен: пока в Кыргызстане не начнут всех привлекать к ответственности, одно создание агентств и министерств не поможет.

«Надо заставить всех соблюдать правила дорожного движения, – подчеркнул он. – Везде и всюду не гаишники должны стоять, а камеры. Гаишников водители не боятся, знают, как с ними можно договориться, а с камерой не договоришься».

Кроме того, по мнению парламентария, нужно дать возможность гражданам фиксировать нарушения ПДД, а за это чтобы им еще и платили, допустим, 10-20 процентов от штрафа.

«Эту идею я давно озвучиваю, вроде с ней соглашаются, но никак не хотят принимать, отклоняют», – сетует Бекешев.

«Это ПДД, и речь идет о нашей с вами безопасности. Если мы зафиксировали, как кто-то не пропустил ребенка, почему бы не сообщить об этом? Можно сделать специальное приложение, куда будут заливать данные с видеорегистратора с указанием даты и места нарушения. Дальше уже работа за сотрудниками ГАИ. Можно, конечно, повысить штрафы, но в первую очередь нужно начать всех привлекать к ответственности», – резюмировал депутат.

Источник: dostuk.media