Доказано, что расширение автополотна является градостроительной ошибкой, т.к. это усугубляет проблему смертности на дорогах, ухудшает микроклимат и не решает проблему пробок. Впоследствии такие дороги требует реконструкции. Однако, в городах Кыргызстана продолжают делать 4-х полосные дороги, несмотря на многочисленные протестные заявления экспертов и горожан.
Почему нельзя делать 4-полосные дороги в городе?
Улицы в городе – это общественные пространства с транспортной функцией. Здесь пешеходы переходят дорогу, гуляют дети, передвигается общественный транспорт, из машин выгружают товар. Задача улиц – это перемещение большого количества людей, а не машин. В отличие от междугородних трасс, где важна пропускная способность автомобилей: количество и их быстрое перемещение.
Улица — это общественное пространство с транспортной функцией.
Трасса — это асфальт. Задача которой, как можно быстрее пропустить фуры и авто.
Городские дороги должны быть 2-х полосными и спроектированы согласно типу улиц: городская, районная или дворовая. Трассы нужно делать 4-х полосными, с барьерами между встречными потоками, чтобы машины не могли выехать на встречную полосу. Лобовые столкновения приводят к наибольшему количеству смертельных ДТП.
В городе нельзя выезжать на обгон из-за скоростных ограничений. При расширении дорог водители нарушают это ПДД.
Международный опыт
Расширение автодорог было признано градостроительной ошибкой. Развязки и 4-х и более полосные дороги в городах реконструируют. Например, расширенные дороги реконструировали в городах Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Дэнвер, Минск, Осло, Алматы и др. В 2018 году в г. Алматы из-за критической ситуации со смертностью на дорогах власти начали внедрение шведской программы Vision Zero, согласно которой ответственность за ДТП несут не только водители, но и проектировщики улиц.
“После уменьшения количества полос и улучшения условий для пешеходов и велосипедистов количество аварий с их участием снизилось в 3 раза.”
г. Тампа, США
Итак, дороги в городе — это часть улицы, задача которых — безопасное и комфортное перемещение разных участников движения: пешеходов, детей, людей с инвалидностью, пользователей общественного транспорта, велосипедистов и др. У автомобилистов в городе наименьший приоритет, т.к. автомобили занимают много пространства и в основном по городу на авто передвигается один человек.
Расширение дорог в городе приводит к увеличению ДТП:
- Превышение скорости является основным фактором риска, среда не должна стимулировать увеличение скорости. На 4-х полосных дорогах водители превышают скорость;
- На перекрестке 4-х полосной дороги у водителя и пешехода из крайнего ряда ограничена видимость, что также создает аварийные ситуации — водители сбивают пешеходов;
- В местах сужения дороги, при перестраивании автомобилистов на одну полосу также создаются конфликтные аварийные ситуации.
В Бишкеке в 2020 году в результате ДТП погибли 72 человека, а травмировались 2 тыс. 860 человек. То, как спроектирована улица играет важную роль в борьбе со смертностью на дорогах.
Расширение дорог не решает проблему пробок в городе:
- Условия для авто: расширение улиц, парковочные места стимулируют больше людей пользоваться автомобилями. Невозможно удовлетворить спрос на автомобилепользование. Больше дорог = больше машин;
- Расширение дорог не решает проблему пробок, т.к. они образуются в местах, где заканчиваются 4-е полосы, так называемые «бутылочные горлышки».
В Бишкеке уже более полумиллиона машин, которые занимают 1/7 Бишкека. Необходимо развивать инфраструктуру для общественного и альтернативного транспорта, а не для автомобилей.
Расширение дорог ухудшает экологию и экономику города:
- Падение цен на недвижимость вдоль трасс из-за шума и ДТП;
- Увеличение шума, выхлопных газов авто, ДТП являются нагрузкой на здравоохранение;
- Многочасовые пробки — время и топливо водителей;
- Неиспользование более эффективных видов транспорта (общ. тр., велосипед).
При расширении дорог вырубают деревья и закатывают в асфальт зеленые зоны. Отсутствие тени, нагревание асфальта ведет к экономическим потерям:
- снижается туристическая привлекательность. Города должны быть пешеходными;
- бизнес объекты вдоль трасс имеют меньший поток посетителей в сравнении с пешеходными улицами.
В 2017 году в Бишкеке для реконструкции дорог снесли 2 тыс 938 деревьев, а за последние 10 лет — 15000 деревьев.
Нуржан Чунуева, стипендиат National Democratic Institute