Новости

Пять историй, или Кому сказать спасибо? История первая: Триплекс

20 июля 1981 года в списке опций Mercedes-Benz S-класса (кузов W126) появилась любопытная строчка — «надувные подушки безопасности». С тех самых пор пресс-служба немецкого концерна именно этот день считает датой рождения «эйр-бэгов».

Утверждение, по меньшей мере, спорное. Вот американцы могут резонно возразить, мол, на серийном Oldsmobile Toronado надувные мешки, выстреливающие из рулевой ступицы, дебютировали аж в 1973-м! Немцы не сдаются, парируя тем, что на 126-м кузове «эйр-бэги» впервые работали по современной схеме, то есть в содружестве с преднатяжителями ремней безопасности. Но стоп, стоп. Мы не собираемся вступать в полемику, принижая хоть чей-нибудь вклад в благородную миссию снижения числа жертв автокатастроф. Напротив, нынешняя дата показалась нам достойным поводом, чтобы добрым словом вспомнить людей, приложивших руку к важнейшим, на наш взгляд, достижениям в области автомобильной безопасности.


Триплекс

Первым делом — противогазы

— Черт бы побрал эти железные чудовища! — скомкав утреннюю газету, Эдуард Бенедикт резко встал из-за стола. — У этой бедняжки вся жизнь теперь насмарку…

Французский химик не преувеличивал. Газетчики во всех леденящих душу подробностях расписывали вчерашний дорожный инцидент, в котором пострадала молодая девушка. Осколками битого стекла несчастной изуродовало все лицо…

Впрочем, для начала 20-го века, а дело происходило в 1903-м, подобные истории, увы, стали делом достаточно привычным. Можно даже сказать, что остекление первых машин являлось главным источником опасности для автомобилистов. Скрытую угрозу таили и небольшой булыжник, и невинная яма на дороге. От удара и даже сильной вибрации хрупкое стекло разлеталось на многочисленные и весьма острые осколки, представлявшие более чем реальную опасность не только здоровью, но и жизни водителя и пассажиров. Ничего не поделаешь — вот она, плата за увлечение моторами, покорившее французский бомонд!

И тут Бенедикта осенило. Удачливый химик вспомнил, как всего пару недель назад в собственной лаборатории уронил стеклянную пробирку, которая, грохнувшись об пол с высоты больше двух метров, растрескалась, но не разбилась. Оказалось, что в сосуде хранился раствор нитроцеллюлозы. Весь состав выветрился, оставив на поверхности тонкую защитную пленку, которая, словно клей, и держала фрагменты стекла, не позволяя им разлететься.

Эдуард тут же заперся в лаборатории и не выходил оттуда сутки напролёт, экспериментируя с различными вариантами защитного покрытия. У него получилось! Соединив два стекла прослойкой из нитроцеллюлозы, Бенедикт создал первый в мире триплекс. «Полагаю, мое изобретение имеет большой потенциал для будущего применения», — написал француз в собственном дневнике.

Он не ошибся. Действительно, вскоре армированное стекло нашло широкое применение… на поле боя. В годы Первой мировой из триплекса изготавливали очки для противогазов. А вот до автомобилей очередь дошла далеко не сразу — ведь поначалу триплекс был довольно дорог в производстве. Ну а лавры популяризатора безопасного стекла вместе с французским химиком может по праву разделить американский автомобильный магнат Генри Форд.

Случилось так, что во время разработки модели А — сменщика легендарной «Жестянки Лиззи» — один из фордовских инженеров серьёзно поранился разбившимся стеклом. Тогда Генри, отличавшийся решительностью нрава, распорядился, чтобы все модели компании оснащались безопасными стеклами. Вот почему 2 декабря 1927 года — дату дебюта Ford A — можно считать и днем рождения автомобильного триплекса. Репутация и реноме Форда, владельца крупнейшей на тот момент компании мира, были настолько высоки, что все конкуренты вскорости обзавелись таким же остеклением. Словом, спасибо, Генри!