Новости

Разговор начистоту

В столице Кыргызстана накануне прошла весьма необычная встреча. Обсудить наболевшие дорожные проблемы собрались, казалось бы, два самых непримиримых врага. По одну сторону баррикад — автомобилисты столицы, а по другую — высокие чины в лице начальника дорожно-патрульной службы Талантбека Исаева, начальника отдела ДПС Олега Мороза, а также начальника центра учета анализа и профилактики, подполковника милиции Елены Аильчиевой, хрупкой женщины, ежедневно первой из своих коллег принимающей на себя основной шквал общественной и водительской ненависти.

 

Однако в этот вечер настрой у обеих сторон был самый что ни на есть миролюбивый. Наиболее активные борцы за справедливость и соблюдение правил дорожного движения — простые водители — лицом к лицу с главными гаишниками страны попытались наладить конструктивный диалог. Уютный репетиционный зал Национального театра русской драмы имени Чингиза Айтматова создал для этого все необходимые предпосылки.

Небольшую вступительную речь произнес организатор встречи, президент федерации автомототранспорта Кыргызстана, страстный фанат автомобильного экстрима Игорь Егоров. Он обозначил формат беседы «вопрос — ответ». Затем Игорь Михайлович предоставил слово генералу Исаеву. Талантбеку Кедейкановичу действительно было что рассказать аудитории. Прежде всего он акцентировал внимание на том, что государство практически не выделяет средства дорожно-патрульной службе, материально-техническая база в буквальном смысле пребывает в плачевном состоянии. Да что говорить — самые необходимые приборы исчисляются единицами на всю страну.

Затронул Талантбек Исаев и тему профессионализма, компетентности и служебной готовности сотрудников дорожно-патрульной службы. Начальник признал, что ситуация оставляет желать лучшего, но для ее исправления делается все возможное. В рамках реформы будет проведена аккредитация служащих.

— Каждый сотрудник должен будет доказать свою профпригодность, — объяснил начальник ДПС. Если человек не сможет этого сделать, на замещение этой должности будет объявлен дополнительный конкурс. Набирать будем других людей, которые чувствуют, что по своей подготовленности способны служить, возможно, начальником областной структуры или моими заместителями. Когда проведем конкурс, пока точно неизвестно. Комиссия будет создаваться решением премьер-министра. Он определяет членов конкурсной комиссии. Поэтому недавно в рамках реформы ГУБДД преобразовано в ДПС. Поменяются некоторые функции, но основная — надзор за дорожным движением и безопасностью — сохраняется.

Настала пора дать высказаться водителям, коих собралось более 20 человек. Первым слово держал Алексей, автомобилист со стажем, а также активный пользователь интернет-форума «Дизель», на котором идет бурное обсуждение дорожной ситуации в Бишкеке. К слову, многие сознательные граждане в специально созданной теме на сайте выкладывают фотографии, видео с фактами нарушений, которые совершают сотрудники ДПС.

— Какие меры принимаются для усовершенствования доказательной базы? Сегодня сотрудник не может доказать правонарушение водителя, более того, водители даже больше оснащены техникой, нежели инспекторы. Это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы и сотрудники были обеспечены всем необходимым. Потом никому не хочется, да и нет времени бегать по инстанциям и доказывать свою невиновность. Это и порождает коррупцию в рядах сотрудников ДПС, — озабочен Алексей.

— Доказательная база зависит, вы правы, от материально-технического оснащения, — согласился с Алексеем генерал Исаев. — Сегодня инспектор вооружен максимум мобильным телефоном, на который он все записывает. В Кыргызстане имеется всего 27 радаров с фото- и видеофиксацией. Эта техника пришла в рамках гуманитарной помощи. Сегодня Госавтоинспекция ничего не зарабатывает. Раньше было платное автосопровождение, сейчас нет и этого. Мы хотим, чтобы нам вернули хотя бы эту функцию. На приобретение техники и оборудования ничего не выделяется. Инспектор вынужден за свой счет покупать даже обмундирование. На ремонт служебной автомашины деньги также не поступают. Топливо сотруднику ДПС выделяют только в Бишкеке, всего 10 литров на неделю. Вот где следует искать корни поборов», — сказал Талантбек Исаев.

Водитель Станислав задал весьма любопытный вопрос о том, почему сами сотрудники ДПС ездят, не пристегиваясь ремнем безопасности. Ответ на него дал начальник отдела ДПС Олег Мороз. По его словам, согласно действующим нормативно-правовым документам, сотрудники ДПС имеют право ездить, не пристегиваясь.

— Но тогда, может быть, нужно начать с себя и показать пример всем остальным, что пристегиваться очень важно для безопасности? — предложил Станислав.

В этот вечер прозвучало множество самых разных предложений по решению проблемы на дорогах страны и столицы, в частности, снова напомнили и о наиболее острых проблемах. Это и множество автошкол, которые штампуют и продают водительские права всем подряд. По словам Талантбека Исаева, в Кыргызстане имеется 204 автошколы, и лишь три оснащены полной образовательной и технической базой. Говорили и о необходимости увеличения штрафов за совершение ДТП, внедрение в городе терминалов по оплате тех же штрафов, что, несомненно, облегчит жизнь многим. Начальник ДПС подчеркнул, что подобное нововведение является одной из главных целей службы.

В самом эндшпиле генерал Исаев заставил собравшихся улыбаться. С собой он прихватил трофеи, изъятые у лихачей, которые, не побоявшись ни бога, ни закона, лихо рассекают по городу с нелегальными номерами. Каких только надписей не было на номерах: «ФСБ», «IMPERATOR», «МАГА» (от «Магомед») и даже «Princess». Однако все понимали, что ситуация не столь забавна, в душе многих кровоточит рана, порожденная вседозволенностью и безнаказанностью.

Решено, что подобные встречи водителей с руководством ДПС будут проходить регулярно. В следующий раз пригласят и чиновников из мэрии, которые также способны решить многие проблемы. Пока особого радения и старания они не проявляют.

www.24.kg