News

Штрафы за нарушение ПДД. Борьба за порядок или новый виток коррупции?

В социальных сетях не утихает возмущение кыргызстанцев по поводу новых штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Часть пользователей, видимо, из числа активных водителей, грозится выйти на митинги. Робкие голоса поддерживающих нововведения тонут в общем потоке критики.

Как на минном поле

Вопрос о безопасности на дорогах чиновники поднимают регулярно, особенно после резонансных аварий. Не проходит и месяца без дорожно-транспортных происшествий со страшными последствиями. Последнее такое ДТП произошло в середине декабря 2018 года, когда погибли сразу пять человек. Один из водителей выехал на встречную полосу…

Ежегодная статистика по смертности на дорогах ужасает.

За девять месяцев прошлого года в Кыргызстане зарегистрировали 5 тысяч 118 ДТП, в которых погибли 458 человек. Больше 6 тысяч получили травмы.

Одна из самых главных причин ДТП, по данным ГУОБДД, — отсутствие культуры вождения участников дорожного движения.

По статистике, 80 процентов ДТП происходит по вине водителей. Они превышают скоростной режим движения, нарушают правила обгона и маневрирования, выезжают на встречку, не соблюдают требования дорожных знаков, не пристегивают ремни безопасности, садятся за руль пьяными.

Влияют на аварийность и разбитый асфальт, отсутствие разметки, нехватка светофоров, освещения, знаков.

Штраф как панацея

Предложений по улучшению ситуации за последние годы звучало немало. В том числе разогнать сотрудников ГАИ и набрать новых, реформировать службу (но дальше переименования и смены вывесок не уходили), ужесточить процедуру выдачи водительских прав, повысить штрафы и даже доносить на водителей, нарушивших ПДД, а постоянных нарушителей отправлять на переобучение.

Какие-то идеи начинали воплощать в жизнь, но пока безрезультатно. И печальная статистика — тому подтверждение.

С 1 января 2019 года изменились штрафы на некоторые виды нарушений Правил дорожного движения.

К примеру, за непристегнутый ремень безопасности в населенных пунктах водителю придется заплатить 1 тысячу сомов, вне населенных пунктов — уже 3 тысячи. Раньше штраф составлял всего 300 сомов.

За нарушение правил проезда перекрестков, обгона, выезд на запрещающий сигнал светофора, разговор по мобильнику за рулем грозит штраф в 3 тысячи сомов.

За езду в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения предусмотрен штраф для физических лиц в размере 17,5 тысячи, юридических — 55 тысяч сомов.

Залезть в чужой карман?

Эти штрафы вызвали бурю негодования у автовладельцев.

«Из чего исходили, рассчитывая штрафы? Из нищих зарплаты и пенсий? Зачем нам такое правительство, которое только и думает, как обобрать своих граждан?» — пишет один из пользователей Facebook.

«Есть многодетные отцы-таксисты, которые сутками напролет работают, чтобы прокормить своих детишек. Но вот он забыл надеть ремень и остался без обеда, заплатив штраф в 1 тысячу сомов. Сумма штрафа должна исчисляться от прожиточного минимума, да так, чтобы человек и штраф заплатить, и детей прокормить мог», — считает другой пользователь.

«Средняя зарплата составляет 6-7 тысяч сомов, и за один ремень отдать 3 тысячи?» — возмущается третий.

Интересно, как человек может себе позволить содержать авто при такой зарплате? Если у него нет лишних денег на штраф, он, наверное, несколько раз проверит, не забыл ли включить свет или пристегнуться. Некоторые, кстати, набрасывают ремень на плечо только при виде патруля, а не для своей же безопасности.

«Взятки станут больше»

Противники повышения штрафов прогнозируют рост коррупции. Кому захочется отдавать несколько тысяч кровных, когда можно попытаться договориться на месте дешевле?

«Штрафы все пойдут, как обычно, в карман без квитанции. Все это приведет к повышению уровня коррупции. Просто ставки поднимут… Нарушай, не нарушай, все равно найдут к чему придраться. Гаишников и до этого не жаловали, а теперь вообще невзлюбят», — пишут пользователи соцсетей.

Не чистые на руку сотрудники, к сожалению, не редкость. И ответственные лица это признают, но списывают все на низкую зарплату и хроническое недофинансирование службы.

Тем, кто поддерживает ужесточение ответственности, слова практически не дают. «То, что штрафы подняли, — это хорошо, может, нарушений меньше будет», — коротко предположил кто-то, на что получил резкий ответ: «А вы сами-то водите машину? Если нет, то и права на дискуссию не имеете!»

Привыкать к порядку

В правительстве подчеркивают: повышение ответственности направлено на обеспечение безопасности граждан. «Лица, нарушающие порядок, должны понести наказание», — отметил на совещании глава кабмина Мухаммедкалый Абылгазиев.

Повышение штрафов — превентивная мера. Потенциальные нарушители должны чувствовать ответственность, ведь без внутренней самодисциплины не будет порядка. Мухаммедкалый Абылгазиев

Впрочем, логика простая: не хочешь платить, не нарушай правила, тем более если зарплата маленькая. Ведь штраф не налог, его не придется платить, если не лихачишь по трассе и не садишься пьяным за руль. У нас же каждый хочет жить в свое удовольствие, без штрафов, правил и ответственности.

Источник: 24.kg