News

Учиться? Не хочу, не буду…

Зачем учиться? Что нужно делать, чтобы не попасть в ДТП? Каковы главные киты, на которых стоит наша безопасность? В этих вопросах сегодня нам помогает разобраться Алексей Колонтай – автор тренировочных методик и ведущий тренер Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс.

 

Aвто@Mail.Ru (@): Зачем учиться?

Алексей Колонтай (А. К.): …Учиться, мне кажется, – это просто интересно. Если пропадает интерес к учебе, то пропадает способность удивляться. А это уже… грустно!
Учиться – чтобы «знать»! Знать, как управлять автомобилем правильно и безопасно. Знать возможности автомобиля. Знать свои возможности как водителя при управлении. Знать и уметь, чтобы не допустить беды!
«Знать и Уметь» – это и есть опыт. «Опыт» – заставляет размышлять и снова… учиться. А учиться (к сожалению или к счастью) можно только на своих ошибках.

@: Чему и как учат на зимних курсах?

А. К.: Зимние подготовки мы проводим, обучая «через ошибку», на асфальтовых или, на жаргоне, «летних подготовках» подводим к границе ошибки, вызывая стойкое нежелание приближаться к этой опасной грани.
Учиться на дороге, совершая ошибки, – неразумно и опасно для жизни. Своей и чужой. Именно это называется «водительский стаж, приобретаемый на дорогах», который у нас считается главным мерилом водительского мастерства! Поэтому мысль «пока поездить по дорогам, а потом, когда-нибудь, поучиться» приводит к наработке собственных ошибочных приемов и ошибок. Часто с повреждением автомобиля или потерей здоровья в авариях. Ошибаться и учиться на ошибках на автодроме – значит, получать опыт и знания без отрицательных эмоций и риска для жизни.

…«Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».
Конфуций «Беседы и суждения»

@: Ваши рекомендации по поведению в зимнее время…

А. К.: Главная опасность сейчас, понятно какая, – скользко! Поскользнуться может как водитель, так и автомобиль. Зимой выше риски получения травм и повреждений от скольжения. От этого идут особенности действий.

Нужно держать увеличенную дистанцию, чтобы не пришлось выполнять экстренных ударов по педали тормоза. Вы-то, может, и успеете затормозить, а вот тот, кто едет сзади и не держит увеличенную дистанцию, по физиологическим особенностям может попросту не успеть даже ногу перенести к тормозу. А на это требуется не менее 0,7–0,8 секунды даже опытному водителю. Да еще замедление машины начнется через 0,25 секунды после касания ногой педали тормоза. Итого целая секунда! На скорости 100 км/ч машина пролетает за неё почти 28 метров. Но ведь еще необходимо место для замедления и остановки. То есть, если дистанция меньше двух-трёх секунд движения до едущего впереди автомобиля, то при экстренном торможении остановка заднего авто произойдет ударом в бампер лидера! И тут возможна цепная реакция, которая может привести к катастрофе.
Такая дистанция позволяет не совершать еще одного ошибочного действия – резкого вращения рулем при уходе от внезапно возникшего препятствия, которое может возникнуть из зоны, перекрытой впередиидущей машиной. А любые резкие действия способны спровоцировать возникновение как сноса передней оси, так и следующего за ним одиночного или даже (не приведи, Господи) ритмического заноса!

Самое большое влияние на исход ситуации оказывают шаблоны и стереотипы управляющих действий, которыми владеет водитель. При попадании автомобиля в нестабильный режим движения большой стаж водителю не поможет. Правильные стереотипы и реакции на неожиданное поведение автомобиля безопасно и надежно можно отработать и записать себе в «долгоиграющую» память только в спокойных условиях автодрома под наблюдением опытного тренера. Дальше по жизни эти навыки неплохо бы поддерживать и шлифовать. Но то, чему вы уже научились, навсегда останется с вами. Это как езда на двухколёсном велосипеде или плаванье – разучиться невозможно.

Не только на зимних курсах, а круглый год – учим не совершать ошибок, связанных с попаданием в стрессовую ситуацию. Таковой может стать любая ситуация, при которой становятся неэффективны все придуманные нами самими приемы управления автомобилем. И попадание в такие ситуации (занос, снос, опрокидывание, столкновение, наезд на пешехода и т.д.) уже может у многих вызвать оцепенение, двигательный паралич. Иными словами, в аварийной ситуации мы можем превратиться в «кролика перед удавом», не потому что такие неумные, а чисто из-за физиологических особенностей. И это не вина человека, а его беда. Тренировки и занятия по правильно построенным методикам позволяют даже нештатную ситуацию «обратить» в штатную, хорошо известную. При этом резко снижается риск совершения немотивированных ошибок. А уж в таком стабильном физиологическом состоянии, когда количество адреналина в крови в норме, научить любого водителя быстро вращать руль при заносах-сносах, резко тормозить или выполнять какие-то другие противоаварийные приемы уже не составляет труда.

После правильно проведенного обучения для человека уже не имеет значения, в каком режиме двигается автомобиль – скользят у него колеса или катятся. Неважно, что под колесами – чистый лед или асфальт… Неважно, какой тип привода на автомобиле – передний, задний, полный или с автоматическим подключением оси. Он на «автомате» делает все необходимые действия для того, чтобы выйти сухим из воды.

@: Многие думают: «я езжу медленно, аккуратно, никого не трогаю, и поэтому со мной ничего не произойдёт». Как их убедить в необходимости повышать уровень?

А. К.: Медленно – это со скоростью пешехода, то бишь – 5-6 км/ч? Но пешеход даже на такой скорости со своей небольшой высоты иногда падает и получает серьезные травмы. За статистикой – к травматологам. Кстати, у них наплыв «клиентов», аккурат во время смены сезонов, когда резко становится скользко… Ничего не напоминает? Среди водителей абсолютно такая же ситуация! Многие бьются из-за того, что не успевают адаптироваться к скользкой дороге и «переобуть» резину. Элементарщина? Да! Но скольким она уже стоила здоровья и жизни!

По поводу «тихоходов» – каким бы аккуратным и дисциплинированным ни был водитель, ему всё равно приходится ездить быстро. Быстро – это как? Например, на льду, припорошенном свежевыпавшим снегом, – 50 км/ч даже на отличной зимней резине, даже на суперсовременном автомобиле, оснащённом АБС и прогрессивной системой динамической стабилизации, – это быстро!

Многие из нас знают, как долго по инерции будет «тащить» машину на таком покрытии, если потребуется экстренно затормозить? Или как работает антиблокировочная система при торможении на разнородных покрытиях, и что она позволяет делать? А занос, если вдруг придётся объезжать внезапно возникшее препятствие или человека, на такой поверхности многие сумеют стабилизировать? Для пристёгнутых водителей и пассажиров при аварии такая скорость, в общем-то, не является фатальной (хотя здесь тоже как повезёт, вдруг «встречка» или неудачное стечение обстоятельств?). Но столкновение с пешеходом на 40 км/ч для последнего может быть смертельным или оставить его инвалидом… Так что «медленно» – это только кажется, что медленно. Исход «конфликтных» ситуаций зависит от условий и умений. А умения лучше нарабатывать на площадке при помощи правильных методик…

Кстати, почти все, кто прошёл тренинг, и не одну сотню раз во время занятий потерял в скольжениях автомобиль, говорят, что стали ездить значительно спокойнее и расчётливее. Они-то теперь знают, в каких конкретно случаях и условиях могут потерять управление, знают-чувствуют, что конкретно этому предшествует, и представляют, к чему это может привести… И ещё, они прекрасно понимают, что даже имеющимися в арсенале устойчивыми навыками стабилизации автомобиля в силу обстоятельств не всегда можно воспользоваться. В реальной жизни попросту может не хватить интервала, ширины проезжей части или скорости вращения рулевого колеса, которая, к сожалению, сильно ограничена нашими физическими способностями… Так что разумная скорость и предусмотрительность – это еще один рубеж защиты.


@: Что скажете тем, кто «гоняет», несмотря ни на условия, ни на покрытие под колёсами?..

А. К.: Те, кто «летает» по обледеневшим дорогам со скоростью за «100», не оставляют шансов ни себе, ни другим. И вообще, экстремальное управление – зло.

«Экстремальное» управление – это когда веришь всему тому бреду, который произносят менеджеры при продаже машины, а сам не знаешь реальных пределов своего автомобиля по безопасности.

«Экстремальное» управление – это когда ты свято веришь в то, что бренд машины, ее ABS, ESP, EBD, DTC (можно перечислять долго) и куча потраченных на ее покупку денег тебя спасут.

«Экстремальное» управление – это когда для тебя «большой водительский стаж» является синонимом словосочетания «безопасный водитель»…