Видео материалы:

Конкурс "Веселый светофор"

"Адам бол"

Опрос

Нужно ли повышать штрафы за нарушение ПДД в 2018 году?
 

Наши партнеры:

 

Тихие убийцы: Автомобильные выхлопы губят кыргызстанцев
01.03.2018 00:00

В ходе заседания парламента 21 февраля депутат СДПК Дастан Бекешев вновь поднял вопрос назревающего экологического кризиса в столице Кыргызстана. По словам депутата, в вечернее время в Бишкеке смог настолько сгущается, что становится нечем дышать. И это несмотря на тот факт, что согласно запросу парламентария нормы загрязнения воздуха находятся в ведении трех ведомств: Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, Госэкотехинспекци и мэрии.

 

Однако, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.

Скрытая опасность

Есть несколько причин, приводящих к «хроническому» смогу в столице – от дыма ТЭЦ до вредных выхлопных газов в столице. Последние как раз и составляют его основную часть. При этом, международные экологи бьют тревогу — увеличение транспорта практически убивает население планеты.

«Наибольшую опасность представляют выделяемые при сгорании некачественного топлива оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ. Непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются, образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смогов», - отмечается в исследовании группы ученых.

Согласны с этими выводами и их отечественные коллеги. Так, по словам эколога, завкафедрой метеорологии, экологии и охраны окружающей среды КРСУ Андрея Подрезова, в течение почти десятка лет взвешенные вещества в воздухе и пыль, в том числе от работы автотранспорта, к сожалению, никто не измерял.

«Это стало возможным лишь после внедрения у нас российского оборудования. Результаты мониторинга оказались печальными. Допустимая доля вредных частиц превышена в десятки раз! Стоит понимать, что пылью называются частицы размером от долей микрона до 0,1 мм. Влияние на здоровье человека оказывают взвешенные в воздухе как твёрдые, так и жидкие частицы, попадая в организм через органы дыхания. Размер 10 мкм определён физиологическими особенностями человека. Пыль более 10 мкм при дыхании через нос в основном задерживается в верхних дыхательных путях, а размером менее 5-10 мкм проникает в лёгкие. При этом, исследования выявили особую опасность для здоровья частиц размером до 2,5 мкм из-за способности участвовать в газообмене лёгочных альвеол. К тому же, пыль менее 0,1 мкм (100 нм) проникает через ячейки мембран и по кровотоку достигает других органов тела. То есть вдыхание воздуха с содержанием подобных частиц может иметь самые плачевные для здоровья кыргызстанцев последствия», - уверен А.Подрезов.

Мониторинг выявил за два месяца замеров превышение в воздухе Бишкека самых опасных элементов пыли до 2,5 мкм в 10-15 раз!

«Особенно усугубляется проблема в осенне-зимний период, когда к выхлопным газам авто прибавляется дым от печного отопления и ТЭЦ. Отсутствие ветра и неблагоприятные климатические условия с незначительным количеством осадков и создают ту самую вредоносную для легких человека шапку смога», - подытожил он.

Кыргызстан — топливная свалка?

Такая плачевная экологическая ситуация в стране сложилась еще и из-за того, что в Кыргызстан, согласно статданным правительства страны, ежегодно импортируется огромное количество так называемого «неклассового топлива», не отвечающего даже элементарным нормам экологической безопасности по допустимым выделениям в окружающую среду свинца и других опасных химических соединений. Например, только в 2017 году его было завезено в республику в два раза больше, чем топливо классов Евро-2 и Евро-3. Если дизельное топливо и бензин второго класса остановились на отметке в 95 тыс. тонн, а третьего – на 132 тыс., то неклассовое перевалило за 315 тыс. тонн. И дело здесь в отсутствии соответствующего законодательства, именно оно превращает республику в подобие мусорной корзины, куда беспрепятственно поступают различные топливные отходы из Казахстана и России.

Однако воздух с выхлопами от ГСМ, в котором число вредных веществ превышает критическую отметку, при регулярном проникновении в организм человека способен вызывать рак легких.

Дышать опасно?!

По крайней мере, к такому выводу пришли специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Ученые из Международного агентства исследования рака (МАИР). Последние и вовсе увидели связь между загрязнением воздуха и опухолевыми заболеваниями других органов.

«В последние годы серьезно увеличилось количество жертв онкологии, которые никогда не курили и не дышали на производстве каким-нибудь асбестом. А все потому, что воздух, которым мы дышим, становится отравленным коктейлем из субстанций, вызывающих рак», - говорит руководитель группы исследователей МАИР доктор Курт Страйф.

Но это далеко не полный перечень. Так, автомобильные выхлопы могут вызывать деменцию, астму, инфаркты и даже диабет. Только в Великобритании, согласно выводам ученых Лондонского университета, выхлопные газы отвечают за 29 тыс. преждевременных смертей ежегодно, что в 10 (!) раз больше числа жертв ДТП. С учетом количества автомобилей такая тенденция характерна не только для туманного Альбиона, но и для граждан нашей республики. Разница лишь в том, что в КР подобные исследования никто не проводит.

Профессор медицинских наук, известный хирург Эрнст Акрамов также уверен, что астма, пневмония, многочисленные легочные заболевания и рак органов дыхания являются реакцией организма на выхлопные газы.

«На данный момент в республике зарегистрировано около 1 млн машин, о какой экологии можно говорить? При летней температуре + 40-50 градусов Цельсия, помноженных на выхлопы от авто, подобную нагрузку не выдержит даже здоровый молодой организм, не говоря уже о детях или пожилых людях. В таких условиях бронхи и легкие работают на пределе, отсюда такое количество трудноизлечимых заболеваний и аллергических реакций. Тем более, что большая часть таких вредных веществ имеет свойство накапливаться в организме, выливаясь затем в онкологию», - подчеркнул Э.Акрамов.

В западных странах столь серьезную проблему практически удалось решить путем запрета на реализацию и использование некачественного топлива.

Выход есть

Например, в Германии к такому шагу руководство страны подтолкнули шокирующие результаты замеров уровня оксидов азота (NОx). Переход же на экологического топливо К-5 и К-6 значительно улучшил экологическую обстановку в стране, и вредные химические соединения в атмосфере резко пошли на убыль. Более того, выступавшие изначально против подобного шага немецких властей граждане были вынуждены признать, что подобная норма положительно отразилась на их самочувствии.

В Кыргызстане запрет на использование и реализацию топлива ниже класса К-4 также стал причиной спора в стенах парламента. В конце января он все же был одобрен во втором чтении Жогорку Кенеша. За него проголосовало 110 народных избранников. Но законопроект ждет еще третье чтение. Согласно инициативе депутатов, планируется наложить «запрет на ввоз, производство, оборот топлива и горюче-смазочных материалов на территории Кыргызской Республики, не соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного союза».

С 1 января 2019 года на территории Кыргызской Республики предлагается полностью запретить обращение автомобильного бензина и дизельного топлива экологических классов К2 и К3 или, как их обычно называют «Евро» - 2 и 3. Также правительству рекомендовано провести работу над аккредитацией лабораторий в КР, которые бы смогли сертифицировать ГСМ высокого класса.

И хотя данное нововведение накладывает запрет на оборот и производство топлива классов ниже К4 в КР, однако отечественные НПЗ получили преференции еще до 2021 года.

«Работающие нефтезаводы еще два года до 2021 года смогут работать с классами ниже Евро-4. Но с января 2019 года их продукция будет идти лишь на экспорт в третьи страны», - отмечается в законопроекте.

Однако с учетом не только предложения депутатов Жогорку Кенеша, но и действующих на территории ЕАЭС техрегламентов местным заводам дана рекомендация правительства ускорить необходимую модернизацию для производства ГСМ более высоких классов, если они планируют продолжить свою работу в дальнейшем.

В чем разница?

Есть ошибочное мнение, что чем больше октановое число бензина, тем более чистым он является, но это не так. Октановое число определяет стойкость горючего к детонации (степени сжатия), по «ЕВРО» классификации определяется степень очистки топлива от веществ, которые вредны для окружающей среды, например, бензин АИ — 92 может быть стандарта ЕВРО — 5, и также АИ — 95 бывает класса ЕВРО — 3.

Существует несколько стандартов «ЕВРО», такие как: ЕВРО — 1 (который был принят в европейских странах в 1992г); ЕВРО — 2 (1995г); ЕВРО — 3 (1999г); ЕВРО — 4 (2005г); ЕВРО — 5 (2009г); ЕВРО — 6 (2015г).

Отличие в стандартах нефтепродуктов заключается в допустимых объемах серы, солей тяжёлых металлов, и других химических примесей, которые снижают содержание углекислого, угарного газов, окислов азота в выхлопах автомобиля с каждым новым евро стандартом. Более того, положительное влияние от ужесточения требований к качеству топлива на окружающую среду уже апробировано на практике европейских стран.

Правда, именно это отличие в экостандартах обяжет Госэкотехинспекцию усилить контроль за качеством реализуемого бензина и дизтоплива на автозаправках республики в случае одобрения законопроекта.

Благодаря переходу к более высоким классам нефтепродуктов К4 и 5 кыргызстанцам, возможно, удастся вырваться из отравляющего плена. Осталось лишь дело за малым – принять подобную норму. Тем более, когда на чашу весов поставлено самое дорогое – здоровье нации.

Эксперт Виктория Григоренко

Источник: tazabek.kg

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Все права защищены © 2012 | Общественное Объединение «Дорожная Безопасность»

Разработка сайта:
Студия «Novel»