Видео материалы:

Конкурс "Веселый светофор"

"Адам бол"

Опрос

Нужно ли повышать штрафы за нарушение ПДД в 2017 году?
 

Наши партнеры:

 

Как избавить Бишкек от пробок за сущие копейки — 5 "рецептов" наших ученых
12.12.2017 07:34

Сотрудники Кыргызского государственного технического университета исколесили мир в поисках дешевых способов организовать движение так, чтобы в Бишкеке можно было нормально ездить на авто. Корреспонденту Sputnik Асель Минбаевой, поговорившей с ними, после каждой фразы хотелось кричать: "Это гениально!".

Скажу честно: изначально я отнеслась к написанию этого материала скептически. Ну чего мы не знаем об автомобильных пробках? Что дороги нужно расширять? Что надо ездить по правилам и строить развязки? Однако мои гости — кандидат технических наук Кубатбек Муктарбек уулу и его коллега, старший преподаватель КТУ Эрмек Кадыров — заговорили совсем о другом. Кстати, их единомышленник профессор Таалайбек Маткеримов на интервью прийти не смог.

Уже через пять минут после начала беседы я поняла, что от предложений ученых действительно может быть польза! Даже у нас. Даже без денег.

— Благодаря вам светофоры на двух перекрестках столицы (проспект Айтматова — улица Ахунбаева, проспект Жибек Жолу — улица Курманджан Датки) стали работать иначе. Что конкретно изменилось?

Кубатбек: Это не мы придумали, данная идея "работает" во всем мире. Она заключается в том, что на оживленных перекрестках, где поток людей в дневное время не иссякает (как у нас на Ошском рынке), зеленый сигнал для пешеходов гораздо короче, чем для водителей. То есть пешеходы и машины, которые едут параллельно, начинают движение одновременно, а потом загорается красный свет и люди стоят, тогда как автомобили могут беспрепятственно поворачивать. Так улица разгружается быстрее.

— Легко ли было внедрить эту идею?

Кубатбек: Стоило мне только заикнуться о ней, как началось: "Кубат, ты не понимаешь, жители Бишкека переходят улицу как бараны. Твоя система заработает только среди законопослушных граждан, которые переходят улицу исключительно на зеленый". Я отвечал: "Вы сначала обеспечьте людям логистику, а потом критикуйте".

Идею внедрили практически чудом — не было бы счастья, да несчастье помогло. На пересечении проспекта Айтматова и улицы Ахунбаева установили новый светофор со стрелками, но, вопреки ожиданиям, пробки там стали еще больше. Городские власти задумались, что делать, и тут кому-то на ум пришел наш вариант. Теперь они увидели, что это работает!

Хотя не обошлось без проблем. На нас набросились коллеги из университета: "Что вы натворили? Пешеходы не успевают переходить дорогу! Они едва доходят до середины, как зеленый начинает мигать". А мы радостно отвечаем, что именно этого и добивались.

Есть в наших светофорах и другая хитрость: пешеходный зеленый мигает не 4 секунды, как обычно, а 9-10. Это для того, чтобы люди ускорили шаг и освободили полосу быстрее. Так делают во многих странах.

— Мэрия не раз публиковала очень красивые проекты многоэтажных развязок, которые можно будет построить по всему городу. Да, смотрятся они эффектно, но будет ли это работать?

Эрмек: Бишкекчане уже опоздали с такими развязками. Они требуют громадного пространства, а у нас все застроено и земли не хватает. К тому же это просто очень дорого. Мы еще не использовали все бесплатные способы "разгрузить" Бишкек — например, перенастроить светофоры в городе по нашей задумке можно, не потратив ни сома.


Кубат: К нам не всегда прислушиваются. Как-то вице-мэр Геннадий Милицкий попросил, чтобы мы поделились предложениями насчет того, как разгрузить улицу Курманджан Датки в районе рынка "Мадина". Мы хотели обустроить там "карман" — выделенную полосу для поворота налево. Такой уже сделали на пересечении проспекта Байтик Баатыра и улицы Токомбаева: уменьшили газон, чтобы освободить дополнительное место для поворачивающих.

Мы подготовили все предложения по "карману" возле рынка, сделали расчеты, отдали в мэрию. Но кто-то вычеркнул наши рекомендации, и там решили построить дорогостоящий пешеходный мост! Он сделан из металла, а рядом проходит высоковольтная троллейбусная линия. Не дай бог, во время дождя произойдет короткое замыкание. Кто будет отвечать?! Внедрение наших идей не стоило бы больших денег, а тут тратятся миллионы, и никто не гарантирует эффективность.

— Есть ли у вас еще какие-то идеи, которые пошли бы на пользу городу?

Эрмек: Очень много вопросов вызывают наши пешеходные переходы. Прежде чем ступить на "зебру", пешеход должен установить с водителями визуальный контакт: мол, я иду, пропустите. Но, к сожалению, возле переходов часто припаркованы машины, и человека просто не видно.

Помните, в 2012 году возле медицинского факультета КРСУ на Льва Толстого насмерть сбили девушку? В память о ней мы установили на переходе стробоскоп, который предупреждает водителей: осторожно, идет человек! Он включается, когда пешеход нажимает специальную кнопку, а отключается автоматически. Аппарат работает на солнечных батареях и не потребляет электроэнергии. Что самое приятное, его создали наши умельцы.

Правда, мэрия отказалась устанавливать стробоскопы по всему городу: мотивируют это тем, что нет специальных ГОСТов. Но ведь в других странах такие приборы используют повсеместно!

Кубатбек: Если говорить о ГОСТах, то у нас и "зебру" в некоторых местах чертят неправильно. Вы видели такую разметку, где одна полоса белая, а другая — желтая? По правилам она вся должна быть белой, и только между полосами можно добавить желтые прямоугольники.

Эрмек: Кроме того, "зебра" должна быть лишь в тех местах, где движение не регулируется светофорами…

— А если я пойду по переходу на красный свет и меня собьет машина, водитель будет виноват?

Кубатбек: Нет, потому что всегда нужно подчиняться сигналу светофора. Но не все об этом знают. Пешеходы привыкли смело идти по "зебре", однако, если их собьет машина, они же будут неправы.

— В последнее время в столице стало больше светофоров. Это же хорошо, не так ли?

Кубатбек: Это все равно что играть в шахматы одними пешками. Есть же много других фигур: ферзь, конь, ладья… Так и здесь: вариантов много, но мы везде ставим светофоры. А ведь существует круговое движение! Взять, например, перекресток возле 4-й горбольницы. Сначала мы в качестве эксперимента поставили бетонные блоки, чтобы организовать круговое движение, а потом увидели результат — и сейчас там полноценный круговой перекресток.

Такой же можно сделать на пересечении улицы Чолпон-Атинской и проспекта Чуй. Там много земли, подобный перекресток впишется идеально. Этот вариант подойдет и для пересечения улиц Сухэ Батора и Юнусалиева.

— По поводу работы общественного транспорта тоже возникает много вопросов. Не раз звучало мнение, что, освободив город от маршруток, мы сделаем улицы "пригодными" для всех. Вы с этим согласны?

Эрмек: Мы провели масштабную работу по данному вопросу, просчитали эффективность. Действительно, автобусы для Бишкека куда предпочтительнее маршруток, если учитывать вместимость и то, сколько места они занимают на проезжей части.

Мы также провели опрос среди граждан на остановках города. Сделали две анкеты — для тех, у кого нет машины, и для автомобилистов.

Кубатбек: 67 процентов водителей сказали, что, если бы общественный транспорт работал хорошо, они бы не ездили на своем авто каждый день. Более того, люди готовы платить по 20 сомов, лишь бы автобусы были комфортными и ходили по расписанию. Это как с электричеством: пусть дороже — только бы не отключали. Также выяснилось, что в 40 процентах случаев водители не проезжают за день более 8 километров. Почему бы не проехать это расстояние на автобусе?

Мы никогда не решим проблему пробок, потому что все горожане ездят на маршрутках, которые находятся в таком ужасном состоянии.

— Почему вам так трудно продвигать свои идеи?

Кубатбек: Могу рассказать вам одну историю. В 2000 году я наблюдал в Бремене (город в Германии. — Ред.) круговое движение по принципу "кто внутри кольца, тот и главный". Через два года я вернулся в Кыргызстан и начал убеждать всех, что нам это тоже необходимо.

Тогда мой коллега и друг сказал: "Кубат, знаешь, как все будет? Через семь лет эту идею внедрит Россия, еще через три года — Казахстан. И только потом мы". Он ошибся. Сначала действительно внедрили россияне. Потом казахстанцы, за ними таджикистанцы, и только после мы, всего пару лет назад.

Мы еще не исчерпали организационные способы разгрузить улицы и даже не начали работать в этом направлении. Не надо расширять дороги или строить мосты — давайте сначала хотя бы наладим работу светофоров. Бесплатно.

Источник: sputnik.kg

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Все права защищены © 2012 | Общественное Объединение «Дорожная Безопасность»

Разработка сайта:
Студия «Novel»