Новости

Повышение штрафов лишь увеличит взятки — Болот Ибрагимов об инициативе УОБДД

В новом году в Управлении обеспечения безопасности дорожного движения кыргызстанцам пообещали новые штрафы — они в разы больше, чем нынешние. Колумнист Sputnik Кыргызстан Болот Ибрагимов порассуждал, что это изменит и направлено ли новшество на уменьшение количества ДТП в республике.

Пожалуй, многие из вас слышали о странах, в которых царит такой сказочный порядок, что даже плюнуть страшно. Как правило, рассказы эти мы слышим от соотечественников, побывавших за рубежом. И если раньше в качестве примера выступали дальние страны, то сегодня можно часто услышать положительные отзывы уже и о ближайших соседях.

Как правило, основной причиной порядка за рубежом считают высокие штрафы. Многие искренне мечтают: «Вот бы в Кыргызстане повысили штрафы, тогда бы и мы зажили, как в Европе!». По этой теме можно расписать тысячи страниц мелким шрифтом, но об этом позже. Мнения людей разделились. Некоторые негодуют по поводу повышения штрафов, вооружившись аргументами о прожиточном минимуме и примерами средних заработных плат. Остальные считают, что не о чем беспокоиться, ведь они не нарушают закон. Одни думают, как расплачиваться при такой разнице между штрафами и заработными платами, других это не заботит вообще, потому что их хата с краю. А в ГУОБДД, по всей видимости, искренне считают, что повышение штрафов послужит снижению аварийности, и радостно потирают руки в ожидании снижения статистики ДТП за 2019 год.

Давайте разберем простейшую ситуацию, исходя из имеющихся мнений.

Едет автолюбитель где-нибудь вне населенного пункта, нарушая правила пользования ремнями безопасности, за что с начала нового года полагается штраф в размере 3 000 сомов вместо привычных 300, что больше в 10 раз. Его останавливает инспектор УОБДД, и между ними завязывается интересный диалог, результаты которого вы можете предугадать, исходя из мнений относительно введения новых штрафов. Категория водителей, которые не нарушают ПДД, автоматически отпадает. Остаются те, кто возмущался высокими суммами. Что, по вашему мнению, предложат те, кто недоволен штрафами, и те, кто недоволен зарплатой? Напишите ответ в комментариях ниже.

Как известно, я был одним из первых, кто выступал за повышение штрафов и ужесточение наказания за причинение вреда здоровью и за смерть в результате ДТП. Но в первую очередь я говорил, что нужно проводить тщательную чистку кадров не только в ГУОБДД, но и во всем Министерстве внутренних дел, судах и так далее. Говорил и о «Безопасном городе», который стал каким-то мифом для нас. Но с начала нового года нас ждет то, к чему никаких усилий прилагать не надо и что объяснить очень легко — повышение штрафов. Вроде все предельно ясно — ужесточи наказание, и люди перестанут нарушать, ибо дорого.

А как быть с тем, что МВД лидирует в списке самых коррумпированных государственных органов, если верить Генеральной прокуратуре и АКС ГКНБ? Все будто вмиг забыли, что судьба нарушителей будет в первую очередь зависеть от сотрудника милиции, который принимает решение о действии или бездействии. Кто даст гарантию, что на загородной трассе, где нет свидетелей и камер наблюдения, сотрудник одного из самых коррумпированных органов будет обеспечивать неотвратимость наказания в виде составления протоколов в отношении нарушителей, невзирая на чины и предложения договориться на месте? Что, если нарушитель предложит расплатиться на месте суммой в два-три раза ниже официальной? Не секрет же, что многие рассуждали и рассудят так: лучше на месте отдать инспектору 1 000-1 500 за непристегнутый ремень, чем платить целых 3 000 сомов. Хоть бы и государству. 

Наверное, вы вспомните про нагрудные камеры милиционеров, которые были призваны бороться с коррупционными проявлениями и помогать в разрешении спорных ситуаций с водителями. В таком случае вспомните хоть один инцидент, в котором нагрудная камера сыграла бы против инспектора. Да взять хотя бы нашумевший видеоролик, как гаишники проявили бездействие по отношению к лицам, удерживавшим кричавшую девушку в автомашине. У сотрудника УОБДД, заглянувшего в тот Mercedes-Benz, не было нагрудной камеры, хотя, согласно приказу № 1093, в котором изложены четкие нормы работы сотрудников ГУОБДД, заступая на дежурство, инспектор обязан иметь нагрудную камеру в режиме постоянной записи, закрепленную в соответствующем месте.

Таким образом, учитывая нынешние реалии, можно прийти к выводу, что, повысив штрафы, мы придем лишь к повышению «штрафов на месте». Ведь глупо полагать, что при наказании в виде 300 сомов за непристегнутый ремень можно повысить стимул пристегиваться, повысив сумму наказания в 10 раз и отбросив причины самих нарушений. И если сегодня граждане не особо желают нести ответственность в официальном порядке, появится ли у них это желание после нововведений, остается загадкой…

В этой статье приведен пример лишь с одним из нарушений, а ведь изменения последуют по всем видам наказаний. Тема раскрыта не полностью, и, как я говорил выше, можно исписать тысячи страниц, но об этом позднее…

Источник: sputnik.kg