Новости

Выход из транспортных пробок города Бишкек

Пробки в Бишкеке стали обыденным делом. В часы пик забиты все центральные улицы и даже окольные переулки. Хотя со стороны городской мэрии и общественных деятелей часто озвучиваются различные планы по тому, как решать эту проблему – вывести маршрутки из центра города, уменьшить количество светофоров, построить эстакадные развязки, пока что принятые меры не сняли с повестки дня вопрос загруженности городских улиц.

Что можно предпринять в этой ситуации? Что говорит мировой опыт? Своим видением по этим вопросам поделился профессор, кандидат технических наук кафедры автомобильных и железных дорог, мостов и тоннелей Кошойбек Алыкулов.

— Кошойбек Калманбетович, как специалист дорожной сферы и как автовладелец, сталкиваетесь ли вы с такими проблемами, как пробки в Бишкеке?

— Да, мне каждый день приходится стоять в пробках. Действительно, из-за многокилометровых заторов водители добираются домой за 1-2 часа, а то и дольше. Тут появляются не только жалобы и недовольство со стороны участников дорожного движения, но и выхлопы от десятков тысяч автомобилей в многочасовых пробках, которые портят экологию. Горожане уже начали переживать за смог над столицей …

— Как за последние 10 лет изменилась ситуация с экологией и транспортом?

Могу назвать 5 основных причин:

1. Инфраструктура сильно устарела. В этом году Бишкеку исполнилось 140 лет. После обретения страной независимости прошло 27 лет. Но мы продолжаем пользоваться той дорожно-транспортной инфраструктурой, которая была еще в Советском союзе и была рассчитана на небольшое количество жителей и всё, что связано с нашей ежедневной жизнью, включая узкие улицы, маломощные коммуникации и т.д.

2. В городе развивается все, кроме дорожной инфраструктуры. В 1989 году население Бишкека составляло 650 тыс. человек, сегодня уже более миллиона. Это уже другого уровня должен быть город. В Советском союзе была введена норма, что в городах с населением более 1 миллиона жителей строилась ветка метро. Но нам до этого еще далеко. С ростом населения растет и количество дорожных проблем, которые не решались годами. Они просто накопились.

3. Резко выросло количество автомобилей в городе. К нам завозят до 30 тыс. автомобилей в год. Только в Бишкеке их зарегистрировано около 400 тыс., не говоря уже о транспорте, который ежедневно приезжает и уезжает из столицы. Некоторые семьи имеют по два-три автомобиля. Плюс мы отменили техосмотр автомобилей. И самое главное, нет принудительного списания старых машин, которые приносят больший вред экологии города.

4. Хаотичные парковки тоже причина пробок на наших дорогах. Как мы видим, практически на каждой центральной улице плотно паркуются автомашины, что значительно сужает проезжую часть дороги. Можно сказать, что в часы пик по центру не проедешь. К примеру, 4-х полосная улица Токтогула днём становится 2-х полосной, а ул.Калык Акиева превращается в однополосный переулок, когда по обеим сторонам этих улиц паркуются ряды машин с утра до вечера.

5. Маршрутные такси — это ещё одна наболевшая проблема. Горожане возмущаются, что многие из этих водителей-шумахеров с низкой культурой вождения больше всех нарушают ПДД и искусственно создают пробки на дорогах.

— В Бишкеке ежегодно ремонтируются и строятся дороги. Как это решает проблему?

— Любой ремонт улучшает состояние дорог. Раньше ремонт дорог производился от случая к случаю — если есть деньги, дороги ремонтировались, если нет, то нет. И реагировали тогда, когда уже невозможно было ездить по таким дорогам, и то не всегда. Например, улица Ауэзова превратилась в лунную поверхность, изрытую кратерами, настолько все было плохо. Масштабные работы по ремонту городских дорог велись лишь при получении крупных грантов. Так было с грантом Всемирного банка. Первое обновление бишкекских дорог началось в 2001 году на кредитные средства Всемирного банка — было реабилитировано 18 км столичных дорог. В 2002 году вторую фазу выиграла в тендере Всемирного банка Китайская корпорация China Road,  которая реабилитировала 63 км дорог в городе. Обновленные улицы Киевская, Фучика, Фрунзе и многие другие дорожные участки до сих пор находятся в рабочем состоянии.

В 2015 году благодаря гранту правительства КНР в 1 млрд юаней началась крупномасштабная реконструкция 189 км из 220 км дорог, всего планируется отремонтировать 132 улицы и 10 мостов. Реализация таких проектов как развитие улично-дорожной сети города Бишкек позволит заложить крепкий фундамент для развития Бишкека и создаст удобные условия для жителей и гостей столицы.

— В чем сложности проведения работ в условиях современного Бишкека?

— Дорожники имеют дело с некоторыми особенностями наших улиц. При строительстве дорог надо учитывать большой поток автомашин и пешеходов. Работы привязаны к сносу, обрезке деревьев, переносу коммуникационных сетей и ЛЭП, ирригационных каналов и поднятию коммуникационных люков (колодцев). На эти работы зачастую уходит немало времени и трудозатрат.

В нашем случае для реализации Проекта развития улично-дорожной сети города Бишкек за счет грантовых средств КНР был привлечен китайский генподрядчик — Китайская корпорация по строительству дорог и мостов, которая с 2002 года участвует в инфраструктурных проектах в нашей стране, завершив строительство 17 участков основных автотранспортных магистралей, таких как Бишкек—Ош, Ош—Иркештам, Сарыташ—Карамык, Ош—Баткен—Исфана, Бишкек—Нарын—Торугарт. Общая протяженность построенных компанией дорог составляет около 2000 километров. В настоящее время это предприятие занимается строительством альтернативной автодороги Север—Юг и осуществляет реконструкцию и реабилитацию городских дорог в г.Бишкек.

— Какие технологии применяет китайская компания при реабилитации наших дорог?

— Вы заметили, на отремонтированном проспекте Манаса нет швов? Это результат применения современного оборудования и новых технологий. Технология укладки асфальта ЩМА (Щебеночно-мастичный асфальтобетон) в Бишкеке применяется впервые. Данная технология используется и при строительстве альтернативной дороги Cевер—Юг.

Преимущества нового метода:

1. За счёт шероховатости увеличивается сцепление колес с асфальтом;

2. За счёт новой технологии укладки асфальта в 1,5 раза увеличивается срок службы дорог;

3. Новый вид асфальтового покрытия более устойчив к перепадам внутриконтинентальной температуры, образованию трещин на дорогах. Такая технология уже давно применяется в зарубежных странах — Германии, России, Казахстане и т.д.

— Помимо реабилитации существующих дорог какие меры можно предпринять в ближайшее время, чтобы решить проблему с пробками в городе?

— На сегодня у меня есть такие предложения:

1. Уменьшить количество светофоров при наличии пешеходных переходов и эстакадных развязок. Это звучит как бы дико, потому что в настоящее время наши жители наоборот просят добавить светофоры на перекрестках. Но чем больше светофоров, тем чаще останавливаешься перед ними. Транспортный поток должен быть непрерывным, особенно в часы пик. Надо пустить пешеходов поверх дороги или под дорогой, при этом необходимо сделать переходы максимально удобными и строения должны стать достопримечательностью города.

2. Пора уже разрешить поворот направо при любом сигнале светофора, это общемировая практика. Нет препятствия, пожалуйста, поворачивай направо. Это хоть как-то разгружает транспортный поток. Конечно, это не просто изменение правил дорожного движения, но и переустройство перекрестков. В Китае водителям всегда разрешают не только поворачивать направо, но и «занимать» свободные велодорожки. В Казахстане об этом тоже всерьез задумались и в ближайшее время наши соседи к этому придут.

3. Необходимо правильно организовать парковки автомобилей. Чтобы освободить проезжие части дороги, нужно вести пошаговую борьбу с повсеместными стихийными парковками на законодательном уровне. Власть должна создать выгодные условия для инвесторов-владельцев подземных и многоэтажных автопарковок, чтобы они вкладывались в организацию (строительство) парковочных мест в достаточном количестве. Одновременно надо предоставить автовладельцам удобные парковки с приемлемыми тарифами оплаты, а также с надёжной охраной их движимого имущества и затем на законном основании запретить хаотичные парковки путем штрафных и других мер.

4. Пора убрать маршрутные такси из центра города. Эта тема у нас обсуждается давно, но ситуация не улучшается. Чтобы хоть как-то высвободить улицы и остановки, сократить аварийность на дорогах, власть должна принять действенные меры и переправить маршрутки на пригородные маршруты. В самом городе стоит запустить больше общественного транспорта, работающего на безопасном для городской экологии топливе. Это троллейбусы, электрички и т.п. Но только не маршрутки в таком количестве.

5. И наконец, в городе нужны многоуровневые развязки, эстакадные мосты. Само количество машин — это не причина пробок, если имеются соответствующие решения. Есть города и с большим числом автотранспорта, но они с успехом решили проблему с дорожными пробками именно с помощью транспортных развязок. Например, в Душанбе проживает меньшее население, но там уже отстроили многоуровневую развязку. Если для Душанбе это не фантастика, почему бы для Бишкека не стать реальностью? Хотим мы или нет, но к этому мы должны прийти, тем более в генеральном плане города многоуровневые развязки заложены. В прошлые годы городское управление даже предоставляло эскизы развязок, первое публичное заявление было сделано еще в 2009 году (Прим.ред. «24 декабря 2009 года на градостроительном совете города главный архитектор Бишкека Онушбек Турсунбаев представил эскизы проекта транспортных развязок на пересечении улиц Л.Толстого и Фучика, и проспекта Чуй с ул.Фучика). В 2016 году Бишкекглавархитектура разработала проекты развязок уже на большем количестве перекрестков. Проекты на пересечении улиц Байтик Баатыра и Масалиева (Южная магистраль), пересечении улиц Толстого, Садырбаева и Фучика (при пробивке ул.Фучика), пересечении улиц Садырбаева и Масалиева (Южная магистраль), пересечении улиц Жибек Жолу и Курманжан Датки, пересечении улиц Чолпон-Атинской и Льва Толстого (реконструкция существующей развязки), участок ул.Профсоюзная – от улицы Фучика до Кустанайской. К большому сожалению, дальше эскизов дело не доходило. Парадоксально то, что с одной стороны мы пока топчемся на месте, а с другой стороны такие транспортные сооружения, как эстакадные развязки, давно уже необходимы. Для того, чтобы начать работу, необходима проектная документация с описанием всех технических деталей. Эскиз – это лишь набросок, а проект — уже более детальная документация, с которой уже можно расчитывать стоимость и вести переговоры о его реализации.

— Что мешает властям реализовать планы?

— Для реализации масштабных проектов потребуются огромные финансы. Недостаточное финансирование не дает возможности вовремя реагировать на изменение ситуации. Китай своим грантом помог нам реабилитировать более 100 улиц в городе, но 220 км – это не все дороги Бишкека. Мы должны продолжить работу в этом направлении, а возведение эстакадных мостов в Бишкеке – задание актуальное и финансоемкое. Наш скромный бюджет не потянет реализацию таких больших проектов. Такие инвестиции могут дать лишь крупные финансовые институты, мировые державы. На сегодняшний день это международные банки, соседние государства.

Мы должны ценить дружеские отношения и оказанную нам помощь, продолжать диалог с потенциальными донорами. Необходимо прилагать дипломатические и иные усилия для привлечения инвестиций, которые необходимы для реализации крупных транспортно-дорожных проектов. Ведь дорожная инфраструктура – это кровеносные сосуды страны и двигатель экономики. На сегодняшний день все транспортные потоки идут через центр нашего города. Современная инфраструктура и комплекс мер, о которых мы говорили, могли бы изменить потоки и разгрузить столичные улицы. Эффективный менеджмент, качественное строительство — залог успешного развития города Бишкек.

Источник: tazabek.kg

Leave a Comment