Новости

К вопросу о реформе в сфере обеспечения дорожной безопасности (слиянии ГУОБДД и ППС) МВД Кыргызстана

Презентованный 5 ноября 2018 года Президенту Кыргызстана Сооронбаю Жеенбекову вариант слияния Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) и Патрульно-постовой службы (ППС) МВД КР не нов. Это, по сути, ремейк уже имевшей место быть два года назад попытки создания Главного управления патрульной милиции (ГУПМ). ГУПМ МВД КР был создан по инициативе тогдашнего министра внутренних дел Мелиса Турганбаева. ГУПМ должен был обеспечить синергию двух служб по обеспечению и общественного порядка, и дорожной безопасности. И, в общем то, это преобразование, на мой взгляд, было достаточно успешным, хотя и сразу не дало свои результаты. Почти год назад в то время Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков без особо убедительных обоснований принял решение об образовании ГУОБДД, которое должно было фокусироваться только на обеспечении дорожной безопасности. И, как мы сейчас видим, инициатива Исакова оказалась бесплодной — уровень аварийности и количество жертв от ДТП существенно снизить не удалось.

Стратегия по реформированию подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих дорожную безопасность, проект Плана мероприятий по реализации пилотного проекта создания Патрульной милиции в городе Бишкек и перечень потребностей, необходимых для реализации I этапа реформы подразделений, обеспечивающих дорожную безопасность, предложенные экспертной рабочей группой, выглядят не новыми, но учитывающими ошибки реформ в этой сфере. Правильно сформулированы цели этой Стратегии. По замыслу разработчиков новая Патрульная милиция должна стать социально-сервисной службой. С другой стороны, а разве не все органы внутренних дел, как и другие правоохранительные органы должны быть таковыми?

Наиболее уязвимым звеном данной Стратегии и Плана мероприятий представляется вопрос их финансового обеспечения. Следует отметить, что с января следующего года, менее чем через два месяца, вступят в действие несколько новых кодексов в правоохранительной сфере, реализация которых потребует около четырех миллиардов сомов из бюджета, который у нас является дефицитным и радужных перспектив в экономике не наблюдается. Поэтому очередная красивая Стратегия может так и остаться на бумаге.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что отмеченные концептуальные и программные документы презентованы высшему руководству страны и получили одобрение, поручены под особый контроль секретариата Совета безопасности республики, это внушает определенные надежды на то, что предложенный ремейк ГУПМ — не просто очередная смена вывески, но имеет шансы в новом качестве реализоваться успешно.

Кайрат Осмоналиев

Источник: akipress.org